RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Решение языкового конфликта между Украиной и Венгрией возможно дипломатическим путем

Коммуникация между государствами способствует нахождению компромиссов

Коммуникация между государствами способствует нахождению компромиссов Здание городского совета Берегова, Закарпатская область, 2014 год Фото: УНИАН

Со сменой власти в Украине и избранием нового президента появились и новые возможности для разрешения языкового конфликта между Украиной и Венгрией. Ведь одним из главных векторов внедрения внешней политики Украины при президентстве Владимира Зеленского является решение существующих конфликтов Украины с соседними государствами.

Языковой вопрос в Украине был глубоко политизирован еще со времен Великого Княжества Литовского и до обретения Украиной независимости в 1991 году. Гуманитарная политика всех государств, под влиянием которых в течение всего периода находились различные украинские территории, была часто направлена на ассимиляцию украинского населения, а следовательно – на уничтожение его языка, идентичности и самодостаточности. Исторически, именно российские власти применяли наиболее радикальные методы. Поэтому, как ни парадоксально, именно жестокая русификация украинского населения стала главным двигателем развития украинского национального сознания. Так, русский язык стал главным конкурентом украинского в контексте языкового вопроса, а сам вопрос закрепился в контексте борьбы за национальное самоопределение.

Политизация языкового вопроса в Украине продолжалась и во времена независимости. Это стало неотъемлемой частью внутриполитического дискурса и одним из главных элементов в противостоянии между различными политическими группами за электоральные симпатии избирателей. Особую остроту языковой вопрос в Украине приобрел во время Революции Достоинства, а потом – в связи с началом российской военной агрессии в Украине. Именно тогда вопрос выбора языка уже стоял бок о бок с угрозой для национальной безопасности.

В послемайданный период более 60% граждан Украины считали, что русский язык должен свободно использоваться в частной жизни, но украинский язык должен при этом оставаться единственным государственным. Это стало одним из главных векторов предвыборной стратегии в то время действующего президента Петра Порошенко, который под лозунгом "Армия, язык, вера!" активно продвигал соответственные интересы граждан. Весной 2019 года был принят действующий Закон Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Очевидно, что БПП использовали этот факт в своей предвыборной кампании, но несмотря на это, имплементация данного закона действительно отражала настроения и ожидания большей части общества.

Однако, принятие Украиной закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" вызвало неоднозначную реакцию международного сообщества. Данный закон регулирует и гарантирует статус украинского языка как единственного государственного, но, несмотря на это, опускает правовой статус языков национальных меньшинств. Наибольшее сопротивление закону было оказано со стороны Венгрии, ведь венгры составляют значительный процент населения Украины и теперь были ограничены в использовании своего языка.

Венгрия осуществляет активную политику по поддержке венгерских национальных меньшинств за рубежом, поэтому страна использовала все возможные рычаги влияния на Украину: блокирование проведения комиссий Украина-НАТО, критическая и острая риторика власти, выдача венгерских паспортов на Закарпатье (прецеденты) и.т.д. Такие действия воспринимались Украиной как шантаж, а местная власть не собиралась идти на уступки. Поэтому ни одна из поправок к закону о языке, предложенных Закарпатским венгерским меньшинством, Закарпатской венгерской ассоциацией культуры, Украинско-венгерским демократическим альянсом и даже венгерскими правозащитными организациями, не была рассмотрена. В общем, Украина активно внедряет политику дальнейшей консолидации унитарной украинской нации и языка, что часто обостряет уже имеющиеся двусторонние конфликты.

Со сменой власти в Украине и избранием нового президента появились и новые возможности для разрешения конфликта, ведь одним из главных векторов внедрения внешней политики Украины при президентстве Зеленского является решение существующих конфликтов Украины с соседними государствами. Первыми шагами в этом направлении является решение "исторического конфликта" с Польшей и официальное заявление Владимира Зеленского по разработке законопроекта "О национальных меньшинствах", который должен урегулировать вопросы языка и другие сферы деятельности национальных меньшинств в Украине.

В общем, перспектива решения языкового конфликта, как и любого другого, существует только в пределах дипломатических переговоров, а не в мерах принуждения. Эффективная коммуникация между государствами способствует нахождению компромиссов и рациональному решению конфликта. Поэтому, наиболее благоприятной моделью поведения Украины на международной арене будет сотрудничество с международными партнерами и концентрация на взаимовыгодных вопросах двустороннего сотрудничества, а не обострение имеющихся конфликтных ситуаций.

Читайте также