Вялотекущая эпопея с увольнением Артема Сытника с должности директора НАБУ получила внезапное ускорение. В понедельник, 15 февраля, Кабинет министров поддержал законопроект, который в случае принятия, автоматически лишит директора НАБУ кресла. А уже на следующий день он был зарегистрирован в Верховной Раде. Действительно ли Сытника убирают с должности, кто может занять его место и почему эта долгоиграющая история получила продолжение именно сейчас — читайте в материале "Апострофа".
НАБУ хотят подчинить Кабмину
Борьба за контроль над Национальным антикоррупционным бюро продолжается не один год. Попытки убрать директора НАБУ Артема Сытника предпринимались во время президентства Петра Порошенко. Законопроекты об его увольнении появлялись и после того, как главой государства стал Владимир Зеленский. Однако все заканчивалось неудачами. Не в последнюю очередь, из-за позиции так называемых "доноров" - США и Евросоюза - Сытника не тронули. Новый поворот в истории с ним начался в сентябре прошлого года, когда Конституционный суд признал назначение Сытника незаконным. Однако и тогда должность он не потерял. Тогда в Евросоюзе оперативно напомнили Украине, что без независимого НАБУ не будет ни безвизового режима, ни дальнейших траншей от МВФ. Было понятно, что просто так Сытника не сдадут.
Патовая ситуация с недоуволенным директором НАБУ тянулась еще почти полгода, пока Кабмин не собрался на заседание в понедельник, что уже говорит о спешке, поскольку обычно заседания правительства проходят по средам. На внеочередном заседании министры утвердили новый законопроект об изменении статуса НАБУ и процедуру избрания его главы. На следующий день в СМИ появился текст законопроекта, который на тот момент уже попал на рассмотрение в профильный комитет Верховной Рады.
Из него следует, что в случае принятия законопроекта, НАБУ перестанет быть "государственным правоохранительным органом", а вместо этого трансформируется в "центральный орган исполнительной власти со специальным статусом", который будет подчиняться Кабмину.
Как сказано в законопроекте, с момента его принятия исполняющим обязанности директора становится его нынешний первый заместитель, что означает автоматическое увольнение Сытника. Выбирать нового директора будет комиссия из девяти человек: трех человек туда направляет Совет нацбезопасности и обороны. А еще шесть человек выбирает правительство - половину самостоятельно, а оставшуюся тройку из кандидатур, которые предложат "доноры, предоставлявшие Украине техническую помощь в борьбе с коррупцией". Таким образом западным партнерам хоть и оставляют возможность влиять на принятие решений по новому директору, но последнее - и самое веское - слово остается за украинской властью.
"Есть версии, что это связано с какими-то действиями Сытника, с тем же расследованием по вакцинам (в начале февраля НАБУ открыло производству по факту завышенных цен во время закупки вакцин от коронавируса, что является болезненным имиджевым ударом по президенту, - "Апостроф"). Но при этом никто же не отменял решение Конституционного суда по нему, поэтому необходимо принимать решение, которое эту ситуацию как-то урегулирует. В Кабмине объясняют это тем, что вопрос - сложный и нужно было время на консультации и разработку соответствующей нормы. Кому верить – каждый выбирает для себя. Но лично я вижу, что с точки зрения законодательства — решение обосновано. Решение КСУ отменить нельзя и его нужно выполнить", — отметил в беседе с изданием политический эксперт Петр Олещук.
Впрочем, вряд ли стоит ожидать, что Сытника уволят быстро. Законопроект должен быть рассмотрен на заседании правоохранительного комитета, после чего может быть передан в зал для голосования. "Апостроф" связался с народным депутатом от "Слуги народа", членом комитета по вопросам правоохранительной деятельности Артемом Дмитруком.
Артем Дмитрук
"По заседанию комитета информации пока что нет. Действительно, 15 февраля в Верховную Раду Украины от Кабинета Министров Украины поступил законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приведения статуса НАБУ в соответствии с требованиями Конституции Украины (регистр. №5070). Однако до настоящего времени сам текст законопроекта на сайте Верховной Рады отсутствует и отвечать на вопросы можно будет лишь после ознакомления и анализа данного законопроекта. Что сейчас, к сожалению, невозможно сделать по объективным причинам", — объяснил нардеп.
"Процедура принятия законопроекта — длительная. И за этот период может многое поменяться и в самом законопроекте. Как перед первым чтением, так и перед вторым", — добавил Дмитрук.
Малюська всадил нож Сытнику
Деятельность директора НАБУ трудно назвать успешной. Достаточно сказать, что на содержание бюро ежегодно выделяется до одного миллиарда гривен, а возвращается обратно по нескольку десятков миллионов. К тому же за пять лет деятельности бюро не удалось посадить за решетку ни одного серьезного "клиента". Разумеется, у Сытника защищаются, публикуя цифры о предотвращении хищений на сотни миллионов — однако впечатления это не производит. К тому же детективы НАБУ часто попадают в нелепые истории, как это было с председателем Окружного административного суда Павлом Вовком, которого не могли отыскать и доставить в суд для избрания меры пресечения. Также сам Сытник умудрился стать "официальным" коррупционером - соответствующие вердикты о "бесплатном отдыхе" директора НАБУ в Ровенской области за счет местного бизнесмена были приняты судами двух инстанций еще в 2019 году.
Впрочем, несмотря на все проколы, Сытник действительно не устраивает сразу несколько мощных групп влияния. Первая среди них — Офис президента, где не скрывают желания видеть в качестве следующего руководителя НАБУ лояльного персонажа. Не добавляет симпатий к Сытнику и то, что за последнее время НАБУ открыло сразу два дела, которые затрагивают представителей власти — против заместителя главы ОП Олега Татарова и главы Минздрава Максима Степанова, которого подозревают в закупке вакцин от коронавируса по завышенным ценам.
В связи с этим примечателен еще один момент. По словам главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, правку об увольнении Сытника подал устно подал один из министров. Его имени он не назвал. Можно было подумать, что это была инициатива главы МВД Арсена Авакова, у которого тоже есть причины для нелюбви к Сытнику после скандального дела с рюкзаками, однако он в те дни как раз пребывал в ОАЭ вместе с президентом. Был мотив "обнулить" Сытника и у Степанова.
Судя по всему, с таким предложением выступил министр юстиции Денис Малюська. Он уже объяснил это решение в стиле "ничего личного, только бизнес". "Лично я прекрасно отношусь к Артему Сытнику. Он продемонстрировал устойчивость и профессионализм, которой многие могут только позавидовать. Но, как известно, политика - искусство возможного. И если привести в порядок статус НАБУ как институты можно только путем сокращения срока работы Артема - такую опцию тоже не стоит отбрасывать", — заявил министр.
Означает ли, что Сытник гарантировано уйдет? На самом деле - нет.
"Недовольство действиями наших антикоррупционных органов перешло к Зеленскому от времен Порошенко. Естественно, ключевые игроки заинтересованы в том, чтобы руководство этих органов подвесить и на них можно было влиять. Нужно добиться того, чтобы руководители этих органов понимали, что их можно быстро уволить. Убирать Сытника – нарваться на проблемы с западными партнерами, которые требуют сохранить независимость НАБУ и действующее руководство. Гораздо проще подвесить Сытника и сделать более договороспособным", — сказал в комментарии "Апострофу" политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог" Андрей Миселюк.
Кем могут заменить Сытника?
К тому же есть еще одна проблема - найти хорошую замеру Сытнику, которая устроила бы и Банковую, и западных партнеров, которые неровно дышат к НАБУ. Поиск подходящей кандидатуры на пост директора бюро — задача весьма непростая. Подходящий кандидат должен не только обладать нужной квалификацией, но устроить партнеров Украины на Западе, которые до последнего держались за Сытника, видя в нем одно из главных "антикоррупционных" реформ.
Впрочем, назвать его незаменимым тоже нельзя. Самый простой вариант — нынешний первый заместитель директора НАБУ Гизо Углава. Однако, как сообщил "Апострофу" информированный источник, он не является первым кандидатом. И вообще далеко не факт, что следующим директором НАБУ будет один из нынешних руководителей.
"На должность директора рассматривается один из заместителей, но скорее не Углава, потому что он слишком токсичен. Есть варианты с кандидатами, у которых был опыт работы в силовых структурах, в том числе в ГПУ, СБУ и разведке. У Зеленского ищут компромиссный вариант - чтобы кандидат, с одной стороны, был послушным, а с другой стороны, вызывал симпатию на Западе", — сообщили изданию.
Впрочем, в случае увольнения Сытника до конкурса исполняющим обязанности директора станет именно первый заместитель Углава — это прописано в тексте попавшего в СМИ законопроекта.
"Дело в том, что Углава и Сытник - две обувки одной пары. Они примерно одинаково действуют и показали, что являются спетой командой. Поэтому такая замена никакой проблемы для наших власть имущих не решит", — считает политолог Андрей Миселюк.
Понятное дело, что в нынешних реалиях сама процедура проведения конкурса на должность нового главы НАБУ - чистая формальность. Нужная кандидатура, которую кулуарно выберут Киев, Брюссель и Вашингтон, фактически без каких-либо заминок сможет занять кресло Сытника. И не исключено, что законопроект в Раде не будут принимать до тех пор, пока вопрос преемника не будет урегулирован.
"Возможно, это будет даже не широко известная на данный момент фигура. Пока что вопрос об отставке Сытника не является чем-то реализованным. Что же касается Запада, то мы помним, что была довольно жесткая реакция, когда в прошлый раз его пытались снять. Негативная реакция может быть, но лично не думаю, что для них принципиальна фигура самого Сытника и они будут за него биться. Вопрос в том, как обеспечить прозрачную процедуру назначения директора НАБУ. Если будет проведен конкурс, даны гарантии независимости НАБУ, то я не думаю, что они будут делать большую трагедию из-за его отставки. Думаю найдется достойный преемник. Возможно, даже из тех, кто его сейчас защищает", — спрогнозировал политолог Петр Олещук.
Но вряд ли вся эта история обойдется без скандалов: не стоит забывать о лобби Сытника за океаном, в том числе и в американском посольстве в Киеве. А также группе общественных активистов, получающих средства из иностранных частных фондов, и связывающих с Сытником свое личное благосостояние. Впрочем, как видим, пока что публичной реакции от американских и европейских дипломатов нет. В том числе, молчит и МВФ, который делает увязку между предоставлением кредитов и работой антикоррупционных органов. Впрочем, как уже ранее писал "Апостроф", Международный валютный фонд приостанавливает сотрудничество с Украиной, и Киев, возможно, расценил это как сатисфакцию для начала отставки Сытника. Но будет ли дело доведено до конца? Ответа на этот вопрос пока нет.