Министерство обороны переживает невиданный скандал: министр Андрей Таран вступил в открытое противостояние сразу с несколькими действующими руководителями армии. Они подали на него в суд, требуя оспорить вынесенный им строгий выговор за перевозку коммерческого груза в Руанду из Болгарии и отменить результаты служебного расследования. После начавшегося скандала иск был отозван. Однако в Минобороны недовольны: главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак открыто игнорирует министра, а их отношения с Тараном настолько плохи, что они даже не разговаривают. Что творится в украинской армии — читайте в новом материале "Апострофа".
Уже 98 невыполненных распоряжений
Ни в Минобороны, ни в Генштабе публично не объясняют причин конфликта между Хомчаком и Тараном, однако уже не секрет: отношения между ними настолько испорчены, что главнокомандующий и министр даже не разговаривают между собой.
Одна из основных причин конфликта - решение Тарана уволить командующего Медицинскими войсками Украины Игоря Хоменко. В августе 2020 года СБУ поймала его подчиненных на взятке в 1 млн гривен. Людей Хоменко подозревают в организации преступной схемы во время закупок медицинских масок для украинских военных.
Как сообщало издание Inforesist, в конце октября Таран способстовал увольнению близкого к Хомчаку Хоменко с должности. Говорят, что это привело к обострению отношений Тарана с Хомчаком, которые и так были, мягко говоря, натянуты.
После этого Хоменко подал в суд на Тарана с требованием оспорить свое увольнение, а также строгий выговор от министра. А Хомчак, в свою очередь, не скрывает того, что планирует вернуть своего друга на должность несмотря на скандал.
Как рассказал "Апострофу" член Совета волонтеров при Минобороны Михаил Макарук, главнокомандующий ВСУ открыто говорит об этом в Генштабе.
"Хоменко не просто его друг, он - соратник и правая рука. Есть доказанный факт того, что в рядах Вооруженных сил Украины действует коррупционер — командующий Медицинскими войсками, которого поймали за руку и вся Украина это видела, но Хомчак его не дает уволить. Наоборот - он ходит по Генштабу и рассказывает: "Все будет хорошо — Хоменко будет на своем месте" и это "немножко" странно", — рассказал волонтер в разговоре с изданием.
По словам Макарука, Хомчак не только не разговаривает с Тараном, но и систематически игнорирует распоряжения Минобороны. В разговоре с нашим изданием волонтер подтвердил, что на данный момент проигнорировано уже 98 распоряжений.
"Была закрытая комиссия известного адмирала Воронченко, результаты работы которой были доведены до высшего руководства государства, но выводов до сих пор не сделано. Я связываю это с лобби господина Хомчака в Офисе президента. В частности, с его тесной дружбой с Кириллом Тимошенко", — рассказал он.
Что забыл украинский ИЛ-76 в Руанде?
В конце января появились подробности о новом витке конфликта между Тараном и командованием ВСУ — на этот раз из-за украинского самолета ИЛ-76 МД, который отвез коммерческий груз из болгарского Бургаса в африканскую республику Руанда. Вероятно, что об этом случае никто бы не узнал, если бы украинские генералы не решили подать на Тарана в суд.
Начальник Генерального штаба Сергей Корнийчук, главнокомандующий Воздушными силами Сергей Дроздов и главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак обратились с исками, чтобы оспорить вынесенные им Тараном строгие выговоры и аннулировать результаты служебного расследования.
Как написал у себя в Facebook журналист Юрий Бутусов, Хомчак якобы хочет оспорить запрет Тарана на применение украинских ИЛ-76 МД в коммерческих целях.
"По данным источников, иск Хомчака касается результатов служебного расследования, проведенного в ВСУ согласно приказу № 429 от 21.11.2020 министра Тарана о состоянии военно-транспортной авиации. По результатам расследования Таран запретил применение украинских военных транспортников ИЛ-76 МД в коммерческих целях. Хомчак считает, что запрет на коммерческие рейсы лишает армию средств от контрактов, которые поступают в спецфонд. А коммерческие рейсы - это единственная возможность обеспечить налет пилотов и профинансировать топливо и ремонты самолетов, которые не обеспечивает бюджет Минобороны", — рассказал журналист.
Поводом для конфликта стал именно рейс в Руанду. Об этом стало известно из иска Командования воздушных военных сил в Винницкий окружной суд от 11 января.
Главная интрига в этой истории - почему украинский ИЛ-76 вообще летал в Руанду и что именно он вез? Как рассказал "Апострофу" источник, знакомый с ситуацией, Таран узнал о рейсе случайно и потребовал объяснений.
"Таран узнал об этом самолете только потому, что он сломался в Египте. После чего об этом сообщили в Минобороны. В результате чего Таран задал вопрос командованию Воздушных сил, почему наш ИЛ-76 МД совершает коммерческие рейсы Бог знает где. И это при том, что самолет - старый и на нем можно еще налетать совсем немного. А это, на секундочку, 9000 километров от Украины. Да и вообще этот самолет предназначен для десантирования личного состава и военной техники, а не перевозок коммерческих грузов", — рассказали нашему изданию.
Изначально источник не стал говорить, какой именно груз вез самолет, лишь назвав его "очень плохим". Однако после того, как в СМИ появилась информация, что на борту ИЛ-76 было оружие, наш собеседник подтвердил, что это действительно так.
Впрочем, упоминания об этом конфликте можно было найти в официальных источниках – конечно, без прямого упоминания рейса – и раньше. В ноябре командование Воздушных сил Украины прямо критиковали решение министра о запрете грузовых перелетов. Среди контраргументов на решение Тарана прозвучал тезис о том, что таким образом наша военная авиация может не только зарабатывать средства на транспортировке грузов, но и обеспечивает налет пилотам.
"Конечно, отрабатывать плановые тренировочные полеты можно и здесь в Украине. Но, как показывает практика, все закончится простоем техники на земле и потерей обученности летного состава. И ресурс самолета будет заканчиваться прямо на стоянке", - говорилось в официальном заявлении Воздушных сил.
"Это - позор для страны. В Кремле над нами смеются"
Конфликт между Хомчаком и Тараном вышел в публичную плоскость, и хотя по информации "Апострофа", иск в конце концов был отозван, но подковерная борьба продолжается. Складывается впечатление, что выйти из ситуации можно только увольнением одной из конфликтующих сторон или всех сразу. Впрочем, ключевым камнем преткновения являются законодательные лакуны, которые до сих пор не урегулировали в Верховной Раде: недостаточно четко определены разграничения полномочий между Минобороны, которое должно заниматься исключительно хозяйственными вопросами, и Генштабом, чья основополагающая функция состоит в оперативном управлении войсками.
"Это позор для нашей страны. Мы видим, что на седьмом году войны военное руководство страны не может навести порядок в своих отношениях. Кто уж там больше виноват – пусть определяет старший начальник. Вопрос в том, что есть орган, который стоит над всеми этими вопросами – в первую очередь, заместитель главы Офиса президента по вопросам нацбезопасности и обороны. Чья задача - не допустить, чтобы эти проблемы были вынесены в публичную плоскость. Думаю, что в Кремле сейчас над нами смеются очень сильно", — сказал в эфире "Апостроф ТВ" бывший заместитель секретаря СНБО, генерал ВСУ Сергей Кривонос.
"Если уже они подключили суд, то я так понимаю, что лично не смогли найти контакт, а Офис президента не сумел проконтролировать процесс. Сейчас страдает имидж страны, армии, идет клановая война внутри и ничего хорошего это не приносит", — добавил Кривонос.
По словам волонтера Михаила Макарука, такого падения украинская армия не знала уже много лет.
"Скажу откровенно - на данный момент руководство наших вооруженных сил скатилось до уровня 2013-2014-х годов. Их фразы - "волонтеры врут, это все неправда, мы святые" - не то что настораживают, это - странно. А откровенная война, когда Генштаб подает иски на Министерство обороны - это вообще ненормально", — констатировал он в разговоре с "Апострофом".
"Апострофу" в Генштабе о противостоянии ответили лаконично: "Проблемные вопросы решаются с Министерством обороны в рабочем порядке в соответствии с действующим законодательством в интересах обороноспособности Украины. Публичное обсуждение затронутых в запросе вопросов неактуально".