Вопреки традиции Верховная Рада приняла бюджет на следующий год не "под елочку". Тем не менее, поспешность в его верстке и победоносные заявления в исполнении "слуг", которые хвалят документ, заставляют присмотреться к нему повнимательнее. О том, почему в бюджете нет значительного роста макропоказателей, а также о том, почему увеличение социалки не сделает жизнь украинцев в следующем году лучше, читайте в "Апострофе".
Несмотря на немалое количество негативных отзывов экспертов о проекте госбюджета-2022, за его принятие проголосовали 215 "слуги народа". Уже традиционно "костылями" для полуразложившегося монобольшинства стали две депутатские группы "За майбутнє" и "Довира".
Тут также следует учитывать, что голосование упомянутых групп в значительной мере было обеспечено традиционным "пряником" для мажортарщиков - 6 млрд грн "перетекли" в субвенцию на социально-экономическое развитие из бюджета Государственного фонда регионального развития.
Ошибки в смете
В бюджете-2022 заложен реальный рост экономики 3,8%, прогноз номинального ВВП Украины составляет 5,369 трлн грн. Общие доходы запланированы в 1,322 трлн грн, расходы – 1,498 трлн грн, дефицит госбюджета – 3,5%, или 188,8 млрд грн. Среднегодовой курс гривны прогнозируется на уровне 28,6 грн/$.
Кардинальных изменений по сравнению с первым чтением не произошло, за исключением того, что в принятой нардепами финальной версии документа выросли прогнозируемые доходы бюджета от налога на прибыль предприятий (на 21,1 млрд грн), рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и природного газа (на 24 млрд грн); внутреннего НДС (на 13,3 млрд грн) и импортного НДС (на 6,5 млрд грн), а также акцизов (на 1,5 млрд грн и 5,3 млрд грн отечественного и импортного) и эконалога (на 1,7 млрд грн).
При этом в разрезе налогов на 11 млрд грн (-7%) упали поступления от налога на доходы физлиц. Кроме того, на 10,9 млрд грн уменьшился прогноз поступлений от НБУ – ранее глава регулятора говорил, что к первому чтению подали нереалистичные показатели от НБУ.
По словам экономического эксперта Алексея Куща, макроэкономическая база бюджета определена неверно, и это сделано Минфином намеренно.
"Макроэкономическая база бюджета занижена, хотя обычно завышается. У Минфина сохраняются огромные внутренние резервы для роста поступлений – вероятно, это делалось, чтобы в следующем году облегчить выполнение бюджета", - говорит Кущ.
Отдельная история - голосование за "ресурсный" законопроект, который должен был серьезно зацепить олигархов. На выходе получилось не совсем так. Несмотря на то, что ожидались миллиардные поступления от ренты на руду, дополнительные 23 млрд грн получат с ренты на добычу газа в результате роста цены на "голубое топливо".
От ренты на руду бюджет получит дополнительно лишь 240 млн грн. Есть нюанс - рента напрямую зависит от мировой цены на металл. Пока что действия закона не заставят того же Рината Ахметова, против которого якобы и был запущен данный закон, платить больше - сейчас цены ниже "порога", установленного Верховной Радой.
"Ресурсный законопроект – "обманка". Он начинался красиво, под соусом "как заставить богатых заплатить больше", а превратился в "как заставить заплатить больше бедных". Ну и банальная манипуляция – заявление Марченко о том, что с этого налога деньги, мол, пойдут туда-то и туда-то – у нас так не работает - нет целевого назначения поступлений", - говорит Алексей Кущ.
Инфраструктура – прежде всего
Куда пойдут деньги из госбюджета? На инфраструктуру дополнительно выделят около 25 млрд грн. Речь идет о деньгах на строительство и реконструкцию учреждений образований, спортивных площадок и дворцов спорта. Из них 9 млрд грн пойдет на больницы и учебные заведения на местах. Еще 4,4 млрд грн будут направлены на развитие аэропортов, суммой в 4,3 млрд грн поддержат модернизацию железной дороги и электрификацию, 1,1 млрд – на обустройство госграницы и обеспечение условий для въезда/выезда на временно оккупированную территорию. 900 млн грн – на национальные парки и заповедники.
По 1 млрд грн пойдет на компенсацию ставок по кредитам в машиностроении, на восстановление систем мелиорации и на программу "Питьевая вода". По 400 млн грн — на модернизацию угольных госпредприятий и индустриальные парки.
"На усиление инвестиционной составляющей были сконцентрированы усилия Минфина, Кабмина, народных депутатов при доработке госбюджета до второго чтения. Результатом стал рекордный рост капитальных расходов на 30,5 млрд грн до 140,2 млрд грн. Их удельный вес в составе расходов госбюджета возрос до 9,4% – это самый высокий показатель за последние 10 лет", — заявил минситр финансов Сергей Марченко.
А что с социалкой?
Минимальная зарплата в отличие от предыдущих годов покажет мизерный рост с 6,5 тысяч до 6,7 тысяч, да и то это произойдет только в октябре 2022 года. Минимальная пенсия вырастет с нынешних 1934 гривен до 2 027 грн с 1 июля и до 2 093 гривны с 1 декабря, - то есть чуть более, чем на 150 гривен. Прожиточный минимум для трудоспособных лиц в течение года увеличится с 2481 до 2684 грн – всего на 203 грн.
"От роста расходов на так называемые "социальные статьи" нужно отминусовать реальную инфляцию, а это не 10%, которые "рисует" Госстат. Тут нужно смотреть на дефлятор ВВП, который составляет 24%. Это значит, что номинальное значение ВВП вырастет в 2021 году на 24%, и если у нас сохраняется прежний уровень распределения ВВП через налоги, то расходные статьи, по крайней мере, социальные, должны быть увеличены на 20-25%, сугубо для того, чтобы перекрыть инфляционный фактор. Можно проанализировать принятый бюджет по каждой статье соцрасходов – там роста на 20-25% нет и близко", - говорит Алексей Кущ.
Впрочем, есть и скромный, но позитив. С 1 января предусмотрен рост минимальной стипендии студентам вузов до 2 тыс грн (повышенной – до 2 550 грн). Также это коснется студентов заведений среднего специального образования: с 480 грн его повысят в 2,5 раза до 1250 грн.
Как и обещал еще летом министр финансов и неоднократно повторял президент, в бюджет заложили повышение "минималки" для врачей до 20 тысяч грн, а среднего медперсонала – до уровня 13,5 тысяч грн, на это потратят 2 млрд. грн. Отдельно предусмотрено 3 млрд грн на выплаты "тысячи Зеленского" для вакцинированных украинцев. Также заложено финансирование очереди для ветеранов АТО на приобретение жилья в размере 5,5 млрд. грн.
Без "перемоги"
В бюджете-2022 увеличились расходы на безопасность и оборону до 6% ВВП, а именно – около 322,7 млрд грн, по сравнению с 267 млрд грн в 2021 году. На Минобороны будет выделено 148 миллиардов против 117, которые были заложены на армию в 2021 году.
На развитие культуры выделили дополнительных 5 млрд грн, из которых половину уйдут на "Большую реставрацию", 1 млрд – на поддержку кино и еще 183 млн – на развитие книгоиздательства. На здравоохранение прибавили 3,1 млрд грн, 2 млрд грн – на образование и науку, из которых 400 млн грн выделили на президентский университет. Еще миллиард добавили физической культуре и спорту.
В целом, никакой глобальной "перемоги", которая чудится Банковой, не видно. К примеру, относительно низкий дефицит бюджета, по словам Алексея Куща, не создаст предпосылок для рестарта экономики в 2020 году, а сама госсмета сформирована вовсе не в интересах украинцев.
"Мы видим не направленную на рост экономики, а жесткую, направленную на охлаждение экономики и консолидацию средств бюджетную политику. То есть, бюджет, работающий в интересах внешних кредиторов. Сумма обслуживания госдолга сопоставима с затратами центрального бюджета на образование и здравоохранение и значительно выше затрат на науку. То есть, на вершине приоритетов государства – внешний кредитор, бюджет не человекоцентричный, а кредитороцентричный", - считает эксперт.