RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Поезд уже в пути: как московский фюрер ускорил евро­интеграцию Украины

Статус кандидата в члены ЕС Украина, похоже, получит достаточно быстро

Статус кандидата в члены ЕС Украина, похоже, получит достаточно быстро Фото:

Напав на Украину и получив достойный отпор, Россия, по сути, открыла для нас окно в Евросоюз. Сейчас лидеры ЕС начали четко заявлять о европейских перспективах Киева. Это еще не одобрение статуса страны-кандидата в члены ЕС и, тем не менее. О том, сможем ли мы добиться желаемого в своем пути в Брюссель, читайте в материале "Апострофа".

Сдержанный оптимизм без "зрады"

В понедельник, 14 марта, послы Европейского союза готовятся согласовать очередной, четвертый по счету пакет санкций в отношении Российской Федерации, включающий запрет на экспорт предметов роскоши и новые инвестиции ЕС в российский энергетический сектор, а также запрет на импорт стали и железа. Это еще один сильный жест, свидетельствующий о поддержке Украины со стороны Брюсселя, для которого после нападения России украинская тема безусловно является ключевой.

Буквально сразу после того, как стало понятно, что Украина не собирается сдаваться, европейские политики заговорили о перспективах вступления Украины в Евросоюз. До этого никто о такой возможности из лидеров ЕС даже не заикался.

1 марта, через неделю после начала войны, Киев подал заявку на вступление в Евросоюз. Сразу после этого послы государств-членов ЕС направили украинскую заявку на рассмотрение Еврокомиссии, которая теперь должна дать оценку готовности Украины. Очень важной задачей для дипломатии является принятие особой ускоренной процедуры переговоров по статусу страны-кандидата в члены ЕС.

Неформальное заседание Европейского совета, состоявшееся в ночь с 10 на 11 марта, завершилось одобрением декларации, содержащей компромиссное признание перспективы членства Украины в ЕС. Принятое решение по европерспективе звучит следующим образом:

"Европейский Совет признал европейские стремления и европейский выбор Украины, как указано в Соглашении об ассоциации. 28 февраля 2022 года президент Украины, реализуя право Украины выбирать свою судьбу, подал заявку Украины на вступление в Европейский Союз. Совет ЕС предложил Еврокомиссии подать свое заключение по этому заявлению в соответствии с положениями Договоров ЕС. До вынесения этого заключения уже теперь мы будем еще больше укреплять наши связи и углублять наше партнерство, чтобы поддержать Украину на ее европейском пути. Украина входит в нашу европейскую семью".

Лед тронулся, но есть вопросы

В решении есть ряд положительных сдвигов по сравнению с предыдущими формулировками, хотя в нем нет ссылок на статью 49 Договора ЕС о процедуре присоединения. Тем не менее, двумя днями позже глава представительства ЕС в Украине Матти Маасикас заявил, что работа по присоединению Украины к Европейскому союзу началась.

"11 марта на своем саммите в Версале главы государств и правительств ЕС обсудили заявление Украины на членство в ЕС. Они дали четкий политический сигнал: Украина принадлежит к европейской семье. Работа по членству Украины в ЕС начата, лед тронулся, процесс пошел", – сказал Маасикас.

Конечно, такие заявления не делаются просто так, и Украина действительно сделала значительный скачок вперед на пути евроинтеграции, но рассчитывать, что Киеву дадут четкую перспективу членства уже сейчас не стоит по ряду причин, говорит "Апострофу" директор Института мировой политики Евгений Магда.

"На сегодняшний момент оснований для членства у нас нет, к сожалению. ЕС нас втянул в собственную сферу влияния, зафиксировал там и теперь будет ждать завершения боевых действий, чтобы принять максимально активное участие в восстановлении украинской экономики. Для ЕС участие в восстановлении Украины – это шанс получить импульс для своего экономического развития. У нас есть Соглашение об ассоциации, но напомню, что после референдума в Нидерландах в документ были внесены определенные ограничения, его исполнение не означает членство в ЕС", - говорит эксперт.

По его мнению, если проанализировать решение неформального заседания Европейского совета, состоявшееся 11 марта, то в итоговом документе позитивом является то, что четыре параграфа касались Украины и только один - о Грузии и Молдове. Иными словами, Евросоюз показал, что понимает игру этих двух стран, но относится к ней со скепсисом. Впрочем, и по нам есть много вопросов.

"Объективно говоря, не забываем, что пока идет война - ни в экономическом ни в политическом смысле приблизиться к ЕС мы не можем. Тот кто думает иначе - живет иллюзиями. Иными словами, в Версале на встрече Евросовета мы получили максимум, притом что перед саммитом Макрон отметил: Украина, мол, сейчас не может рассчитывать на членство в ЕС. Перед нами в очереди государства Балкан, интеграция той же Сербии в политическом смысле для Брюсселя не менее важна, чем вступление в ЕС Украины. Есть еще и заявки Грузии и Молдовы - можно возмущаться существующему порядку вещей, но смысла в этом я не вижу", - считает Магда.

С ним соглашается политический эксперт Украинского института будущего Илия Куса, который отмечает, что результатами неформального саммита ЕС стали декларативные заверения, которые имели место ранее, в том числе о поддержке Украины (тоже на уровне деклараций).

"Я не ожидал от этого собрания каких-либо решений о нашем ускоренном вступлении, ведь страны ЕС не спешат с таким серьезным вопросом. Пока мы воюем – мне кажется, не стоит на него рассчитывать. Максимум, на который можно надеяться – признание Украины кандидатом в члены ЕС, для этого осталось несколько формальных процедур. Это символический шаг, не очень изменяющий формат взаимоотношений с Евросоюзом, но это то, что Брюссель пообещал сделать еще в начале российского вторжения. Что касается процедуры ускоренного рассмотрения заявки Украины, то это касается статуса кандидата в члены ЕС, а не непосредственно вступления в Евросоюз. Даже если будет упрощена процедура вступления, ее следует ожидать позже, по крайней мере тогда, когда будет какая-то прогнозируемость ситуации в Украине", - утверждает Куса.

Добавим, что президент Литвы Гитанас Науседа, участвовавший в упомянутом саммите и являющийся одним из адвокатов вступления Украины в ЕС, остался доволен его решением, и дал понять, что оно имеет промежуточный характер, а развитие события существенно зависит от того, смогут ли общественные настроения изменить позицию правительств некоторых стран, власти которых издавна сопротивлялись евроинтеграции Украины.

"Отдельные государства имеют повестку дня дома, имеют общественное мнение и должны о нем заботиться", - заявил он, добавив, что в случае чего принять новое решение можно будет уже очень скоро. Следующий саммит, когда ЕС, вероятно, будет легче принять решение, состоится 24-25 марта.

То есть, у нас есть основания для сдержанного оптимизма. Очевидно, после многолюдных демонстраций в поддержку Украины, состоявшихся по всему ЕС, лед тронулся даже в таких странах, как Нидерланды, которые дали согласие на получение Украиной статуса кандидата на членство в ЕС после выполнения необходимых процедур. Наша заявка о статусе страны-кандидата имеет шанс на рассмотрение по ускоренной процедуре, о чем заявил словенский премьер Янез Янша. Осталось убедить главных "украиноскептиков" в лице Берлина, Парижа – а по последним опросам, немцы и французы в большинстве уже готовы видеть нас в ЕС.

Проверка ценностей и страх конкуренции

Важной проверкой на крепость украино-европейских отношений стала санкционная политика ЕС против России во всем ее многообразии. Брюссель довольно неохотно, по сравнению с США и Британией, соглашался на некоторые ограничительные меры. Например, до сих пор не отключены от SWIFT большинство российских банков. Не введено эмбарго на импорт российских энергоносителей, от которых страна-бензоколонка получает огромные барыши.

"Решение ЕС об отказе от российских энергоносителей до 2027 года свидетельствует о том, что есть еще достаточно много времени, и оно может быть пересмотрено. Фактически Брюссель признал, что не готов наступить на горло собственной песне. Бывают принципы, а бывают интересы, и есть моменты, когда первые должны быть важнее вторых, но это понимают не все в ЕС. Нам говорят, что не хотят эскалации с Россией, потому что это якобы приведет к ядерной войне, но разве обстрел Запорожской АЭС не приведет к такой катастрофе? Разница будет лишь в том, что вместо применения тактической "ядерки" разрушат ядерный реактор, но радиация будет убивать людей так же", - считает Евгений Магда.

В свою очередь, его коллега Илия Куса считает, что Евросоюз фактически "достиг потолка" в санкциях, о чем на днях говорил глава европейской дипломатии Жозеп Борель.

"Теоретически Брюссель еще не исчерпал весь набор возможных решений по санкциям против Москвы, но в политическом смысле я не вижу, как его можно расширить. Еще могут объявить морскую блокаду России, то есть закроют европейские порты от российских кораблей. Отказаться от российской нефти, газа и уголь Европа сегодня-завтра просто не может, иначе будет иметь сверхсерьезный энергетический кризис и через неделю будут вынуждена отменить эмбарго. То есть сейчас уже действует практически максимум санкций, которые нам были обещаны", - отмечает эксперт.

На интересный нюанс связи украинской евроинтеграции обращает внимание Евгений Магда. Он считает, что "старая Европа" опасается конкуренции, которую ей составит тандем Варшава-Киев.

"Польское руководство понимает, что Украина может существенно усилить Польшу в ЕС, и здесь Владимир Зеленский достаточно хорошо выступил с речью перед Сеймом. Ее услышали и другие страны ЕС, достаточно четко осознающие, что в случае принятия Украины в ЕС возникнет тандем Варшава-Киев с населением, которое сопоставимо с населением Германии. Это - голоса в Европарламенте и многое другое. Например, Польша может научить нас, как пользоваться фондами развития ЕС и активно работать в этом направлении, а этого "старая Европа" явно не очень хочет" , – считает эксперт.

Соответственно, говорить о том, что кто-то будет серьезно рассматривать возможность вступления Украины в блок через год-три-пять, было бы опрометчиво. Но решение Еврокомиссии, которое может предоставить нам статус кандидата, может быть принято уже через несколько недель, и это станет явным прорывом в долгой истории евроинтеграции, которая началась еще в конце 90-х годов прошлого столетия и таким образом имеет шансы завершиться еще в текущем десятилетии. Осталось только изгнать со своей территории агрессора. С этой задачей нам, увы, придется разбираться самим...

Читайте также

Новини партнерів