На фоне украинско-российских переговоров в Стамбуле отошли на второй план по-настоящему важные дипломатические события предыдущей недели – саммит НАТО, встреча G7 и саммит ЕС. Их результаты дают основания для определенного оптимизма, но о "победе" говорить еще рано: крупные игроки коллективного Запада до сих пор не готовы воспринимать Украину как часть европейской семьи, а помогать готовы только до определенной степени. О подробностях дипломатических баталий, а также о том, удастся ли Киеву выбить у Запада поддержку не на словах, а на деле, читайте в материале "Апострофа".
НАТО поодиночке и вместе
В среду, 30 марта, Джо Байден в очередной раз поговорил с Владимиром Зеленским о поддержке Украины, по результатам разговора Белый дом выпустил пустой релиз со стандартными фразами. Однако гораздо более важными оказались другие заявления американского руководства, которыми сопровождался визит лидера Штатов в Варшаву. В частности, речь идет об опровержении Байденом тренировок американскими военными своих коллег в Польше, постоянными заверениями, что ноги ни одного американца, имеющего отношения к военной службе, не будет в Украине. Кульминацией подобных заявлений стало объявление спикером Пентагона Джоном Кирби о выводе ВМС США своих кораблей из Черного моря.
"Мы одобрили это решение, чтобы ясно продемонстрировать всем, что США не заинтересованы в эскалации конфликта, занимая ту или иную позицию", - заявил Кирби на брифинге, добавив, что неизвестно, когда Вашингтон вернет корабли в Черное море, но такое решение будет приниматься "только в соответствии с интересами национальной безопасности США". Следует отметить, что эти интересы даже сейчас далеко не всегда совпадают с украинскими интересами. Но от вашингтонских огорчений перейдем к более широкому контексту событий.
Прежде всего, стоит упомянуть об экстренном саммите НАТО, который состоялся в Брюсселе. На нем дискутировали о путях помощи Украине и вариантах защиты от России, уже неоднократно угрожавшей странам-членам НАТО. Страны Альянса, которые находятся географически ближе всего к России, сейчас активно усиливают свою оборону: например, Польша увеличивает свою армию до 300 тысяч и получит дополнительную батарею комплекса "Петриот". Кроме того, Варшава предложила отправить в Украину миротворческую миссию НАТО, однако о таких шагах говорить серьезно нет смысла: на это нет согласия основных контрибуторов НАТО, в первую очередь США. Да и не очень понятно, как это может помочь войне – миротворцы точно не пойдут вместо украинцев освобождать наши земли, а способны лишь заморозить конфликт, "обрезав" наши суверенные территории на какой-то границе.
Во время саммита НАТО довольно сильным стал спич Владимира Зеленского, напомнившего о запросах на оказание помощи, которые так и остались висеть в воздухе.
"Еще 24 февраля я обратился к вам с совершенно ясной, логической просьбой. Помочь закрыть наше небо. Обезопасить наших людей от российских бомб и ракет. Мы так и не услышали четкого и аргументированного ответа. Украина обращалась к вам за самолетами. Чтобы мы не теряли столько людей, у вас есть тысячи боевых самолетов, но нам не дали ни одного, мы обращались за танками, чтобы мы могли деблокировать наши города, где Россия держит в заложниках сотни тысяч людей, искусственно создает голод, буквально уничтожает в пепел жилые кварталы. У вас есть минимум 20 тысяч танков! Украина просила один процент всех ваших танков. Отдать или продать. Но у вас опять-таки нет четкого ответа", - сказал президент.
После упреков Зеленский обратился с просьбой к НАТО о предоставлении Украине самолетов, систем залпового огня, противокорабельного оружия, а также средств противовоздушной обороны (ПВО) – того, чего мы не имеем или имеем в очень ограниченном количестве.
В результате члены НАТО заявили, что будут преследовать руководство Российской Федерации за военные преступления, резко осудили вероятность применения химического или ядерного оружия и призвали к немедленному прекращению огня, выводу войск и переговоров с Украиной. Кроме того, Киеву снова была обещана поддержка и в очередной раз упомянуты "открытые двери" НАТО, которые у многих украинцев уже вызывают идиосинкразию из-за своей иллюзорности вроде морковки, которой машут перед ишаком.
Конечно, шесть тысяч противотанковых ракет и фугасное вооружение и противокорабельные ракеты, которые нам собираются предоставить – это хорошо. Однако эксперты делают более глубокие выводы из дискуссий, состоявшихся на саммите. НАТО показало, что слова Зеленского о том, что отдельно существует Альянс, а его члены – отдельно – правы, иллюстрируя, как сейчас действует эта структура. И это неприятное открытие не только для граждан Украины, но и для других стран, стремящихся в НАТО, той же Боснии или Грузии, говорит "Апострофу" эксперт-международник Евгений Магда. Он обращает внимание на то, что кандидаты в члены НАТО теперь будут больше учитывать действия России. Однако это вовсе не означает, что нужно снова начинать игры в "нейтралитет".
"Важно вместе с небезосновательными претензиями к партнерам не выплеснуть настроение украинского общества, которое очень поддерживает европейскую и евроатлантическую интеграцию. Потому что стремление вернуться к нейтральному статусу, присутствующему в заявлениях отдельных официальных лиц – ошибочный шаг, который может повлечь за собой новую агрессию со стороны России после завершения нынешней", – говорит Магда.
По его мнению, рассчитывать на то, что мы станем членами любого союза во время войны, по меньшей мере, наивно. Это касается и новой идеи о создании так называемого U24. Государство, которое заключит с нами альянс, возьмет на себя достаточно сложные обязательства, а "вегетарианский" вариант альянса нецелесообразен, поскольку приведет к повторению Будапешта №2. То есть, нужна совершенно новая система безопасности, но рассчитывать на то, что ее создадут через несколько недель, конечно, не стоит.
На конкретную помощь, которая нуждается в Украине от государств-членов НАТО, обращает внимание военный эксперт Михаил Самусь. Он надеется, что мы наконец получим запрашиваемые системы ПВО средней дальности и, возможно, самолеты, о которых уже давно говорят
"Почему нам не дают самолеты - я не понимаю. Несколько раз слышал аргументацию "они вам не нужны". То есть, США знает лучше украинских генералов, что нам нужно. Были разговоры о проблемах с базированием МиГ-29 в Польше. Так не базируйте их там, передайте Украине - мы же сейчас справляемся с теми, которые есть. После передачи советских самолетов нам не нужно никого переучивать - сел и полетел. Невозможно сотням российских самолетов противостоять несколькими десятками, поэтому нам нужны не только польские МиГи, но и инструкторы, которые будут учить украинских пилотов летать на F-16, который является основным самолетом ВВС США, у них несколько тысяч таких. Им на смену пришла модель F-35, поэтому сотня F-16 могла бы быть без каких-либо проблем передана Украине", - считает Самусь.
Кроме самолетов, Украине нужно физически закрыть небо с помощью ПРО и ПВО, то есть создать систему, которая уничтожит любую цель, которая зайдет в наше воздушное пространство из России и Беларуси, а наши самолеты будут "утюжить" российскую технику на земле, уверен эксперт. Это можно было бы сделать давно с помощью западных партнеров, но они все еще затягивают с этим. Укрепление наших ПВО и ПВО может кардинально изменить ситуацию на фронте.
Отдельным аспектом саммита Альянса стало упомянутое выше обсуждение стратегии противостояния России, которой у НАТО до сих пор нет. Ведь можно "на полшишечки" помогать Украине, размещать дополнительные силы Альянса на восточном фланге (планируется сделать это в июне), но этого недостаточно как для глобального игрока, формирующего повестку дня - это, собственно, главная проблема Альянса. Конечно, этим пользуется Россия, навязывающая повестку дня, предпринимающая определенные шаги, на которые НАТО реагирует, находясь в роли догоняющего.
Также у НАТО нет стратегии в Черном море. Альянс так и не создал полноценное командование в Черном море, там нет постоянно действующей эскадры. Сейчас Россия фактически оккупировала Черное и Азовское моря, а НАТО не оказывает влияния на международную обстановку. Новый геополитический порядок на континенте выстраивает сейчас Украина, некоторые страны-члены Альянса нам помогают, но они не являются лидерами в этом процессе. В целом, мантра "не провоцировать Россию" сейчас звучит странно, ведь она уже использовала все, что имеет в своем арсенале, кроме ядерного оружия. Подытоживая – Украина и дальше может надеяться только на контакты с дружественными нам странами Альянса, которые не опасаются Россию и усиливают свою помощь против агрессора.
ЕС все еще колеблется
Едва ли не не важнее саммита НАТО стал для Украины и самой Европы саммит ЕС, на котором главный евродипломат Жозеп Боррель назвал действия России большой неудачей с военной точки зрения. На своем собрании представители стран ЕС обсудили уже действующие и новые санкции против России – как известно, ЕС не военный, а именно экономический альянс. В частности, была достигнута договоренность о расширении списков подсанкционных представителей российской элиты и компаний российского оборонно-промышленного сектора.
Перед представителями ЕС Владимир Зеленский тоже выступил, озвучив оценки, которые, правда, для некоторых представителей государств-членов Евросоюза были неприятны.
Зеленский заявил, что посещал будапештский мемориал жертв Холокоста – символические ряды обуви на набережной Дуная, сказав: "Послушай, Виктор, знаешь, что происходит в Мариуполе? Пожалуйста, если сможешь - сходи на свою набережную, посмотри на ту обувь и ты увидишь, как массовые убийства могут повториться. Это сегодня делает Россия. Та же обувь - в Мариуполе. Там такие же люди - взрослые и дети, дедушки и бабушки. И их там тысячи, слышишь?! И этих тысяч уже нет. А ты колеблешься - вводить санкции или нет. Затрудняешься, пропускать оружие или нет. Торговать с Россией или нет. Нет времени колебаться, пора уже решать. Мы верим в вас, нам нужна ваша поддержка. Мы верим в твой народ и верим в Европейский Союз".
Позже Орбан, как и руководители некоторых упомянутых Зеленским бывших симпатиков России, ответили в едином ключе, упоминая о благосостоянии своих граждан и действиях в их интересах. Ничего личного, как говорится. Only business…
Особенно это заметно по тому факту, что европейцы до сих пор не готовы нанести Россию главный удар: запретить импорт российских энергоносителей, наполняющих практически на 40% бюджет захватчика. Все, на что способны в ЕС сейчас – начать программу отказа от российских углеводородов, которая завершится всего через несколько лет.
"У меня впечатление, что политическая и экономическая целесообразность то и дело одерживает верх над человеческими качествами, потому что объяснить отсутствие более эффективной помощи нам со стороны партнеров по состоянию на сейчас, когда убито 150 детей (и эта цифра растет каждый день), невозможно", - комментирует ситуацию Евгений Магда.
Он напоминает, что в ЕС до сих пор есть противники вступления Украины в союз. Кроме Венгрии и Германии стоит напомнить о Нидерландах, которые в 2016 году провели референдум, после которого власти этого государства настояли на том, чтобы в тексте Соглашения об ассоциации добавили пункт об отсутствии европейской перспективы для Киева даже в случае выполнения этого документа. В то время, как и сейчас, премьером Нидерландов был Марк Рютте. Не проявляют особой приверженности украинским европерспективам Испания, Австрия и Бельгия.
Впрочем, Европейский Совет традиционно заявил, что поддерживает европейские стремления Украины и будет создавать трастовый фонд солидарности: в ЕС понимают, что восстановление Украины для них является фактором экономического импульса даже вне принятия Украины в ЕС.
В целом политически европерспектива Украины до сих пор не определена. И хотя мы ожидаем решения Еврокомиссии, но когда и каким оно будет – пока загадка. Поэтому, по мнению экспертов, необходима четкая и предметная работа со странами-оппонентами нашего членства в ЕС. Конечно, российские пропагандисты и лоббисты не будут сидеть сложа руки, смотря как мы доносим правду миру, тем более, образ успешной Украины – серьезная угроза Кремлю, и он будет бороться против него всеми способами.
Большая никакая "семерка"
Третий важный саммит, состоявшийся в последние дни – встреча G7. Впрочем, этот формат не предусматривает возможности принятия обязательных решений. В сущности, "Большая семерка" собралась лишь для того, чтобы дать основания президенту Байдену для его визита в Европу.
И снова, как и на двух предыдущих форумах, выступил президент Зеленский, предложивший самым богатым странам мира три направления действий в связи с агрессивной войной Путина против Украины.
Во-первых – "еженедельно" усиливать санкции против России, пока РФ не остановится. Во-вторых, присоединиться к созданию новой системы гарантий безопасности для Украины и всего восточноевропейского региона – "реальных действенных гарантий, которые могут остановить любого агрессора за 24 часа".
"Мы предложили создать такое объединение, U24. Это то, что действительно нужно миру - не только для того, чтобы превентивно останавливать войну, уже начавшиеся боевые действия, но и оказывать помощь государствам, которые страдают от стихийного бедствия, требуют поддержки во время пандемии, которые сталкиваются с миграционными или продовольственными кризисами. Мир нуждается в новых действенных альянсах, новых эффективных гарантиях", - подчеркнул Владимир Зеленский.
Третье направление действий – восстановление Украины после завершения войны.
"Но сначала – вооружение для Украины, сначала – еженедельное усиление санкций против России. Сначала мир. У нас и вас есть сила, чтобы это сделать", – подчеркнул Зеленский.
В обращении он призвал к тотальному торговому эмбарго против России и призвал не сомневаться и предоставлять Украине необходимое ей оружие, чтобы после Украины Россия не напала на другие государства.
В сухом итоге "недели большой дипломатии" имеем по-прежнему поддержку Запада в разных форматах: экономическом, политическом и, ограниченно, в военном. Однако не оставляет впечатление, что Запад, поначалу не веривший в победу Украины в принципе, теперь считает, что помощи Киеву нужно давать ровно столько, чтобы не допустить какого-либо успеха России на украинском направлении. Постепенное обескровление монстра, который рано или поздно отползет, оставив выжженную землю – конечно, очень прагматичная и оправданная стратегия. Но украинского интереса в ней немного…