RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Сила - в горизонтальных связях: как показала себя на войне местная власть

Послевоенное изменение страны начнется с низов

Послевоенное изменение страны начнется с низов Фото:

В течение двух месяцев войны украинцы увидели, как себя проявило руководство государства, Вооруженные силы, наша дипломатия. Меньше говорят о роли руководства местного самоуправления, действовавшего во время агрессии весьма по-разному. Часто местному активу из предпринимателей и волонтеров приходилось перенимать на себя функции местной власти. Именно эти люди, которые знают, как работают горизонтальные связи, после войны должны возглавить общины по всей Украине и стать политической элитой нового качества. Почему это очень важно для будущего Украины, читайте в материале "Апострофу".

Подошел к концу второй месяц начатой Россией широкомасштабной агрессии против Украины, которая заставила нас напрячь все силы для ее отражения. Конечно, на переднем крае противостояния рашистскому нашествию стоят наши Вооруженные силы, территориальная оборона, Нацгвардия, спецслужбы и практически все виды и роды военных формирований и силовиков. Управляют обороной, конечно, президент и Верховный главнокомандующий вместе с Генштабом. Координируют усилия по противодействию агрессору Верховная Рада и Кабмин. Однако украинцы, похоже, еще не осознали роль местной ветви власти во время этой войны.

Речь идет прежде всего о главах объединенных территориальных общин: городах, селах, поселках. Они находятся ближе к людям, а потому лучше председателя ОТО и местных депутатов никто ситуацию в общине не знает.

Помня об извечном противостоянии центра с нелояльными мэрами, было подозрение, что после начала войны взаимодействие между ними останется на крайне низком уровне. Не ожидали особых подвигов и от пророссийски настроенных мэров, в частности, мэра Одессы Геннадия Труханова, мэра Харькова Игоря Терехова и мэра Чернигова Владислава Атрошенко. Однако они удивили всех, грамотно организовав жизнеобеспечение городов в условиях войны и координируя свои действия с главами военных администраций в своих регионах.

В "насыщенной" оборонными сооружениями Одессе, стойком Харькове и многострадальном Чернигове продолжали работать коммунальщики, спасательные службы, оперативно шла раздача гуманитарки. Мэры городов постоянно объявляют актуальную информацию, успокаивают местных жителей и дают понять, что захватить их малые родины России не удастся никоим образом. Вся их довоенная пророссийскость не помешала Геннадию Труханову, Игорю Терехову и Владиславу Атрошенко удачно координировать оборону своих городов и давать пример другим.

Конечно, были и другие примеры: стоит вспомнить хотя бы предателя-мэра Купянска Геннадия Мацегору, его коллегу по любви к рашистам из Балаклеи Ивана Столбового. Возникают огромные вопросы к мэру Херсону Игорю Колыхаеву, который ничего не сделал, чтобы удержать город. В частности, настораживает тот факт, что российские оккупанты поставили руководить городом личного водителя Колыхаева Александра Кобца.

Кроме предателей и просто саботажников есть и пропавшие и не выходящие на связь главы облсоветов (пример - глава Киевского облсовета Наталья Гунько, которая имеет близкие связи с пророссийским бизнесменом Виктором Полищуком, родственником рашистского топ-чиновника, экс-президента РФ Дмитрия Медведева), а также беглые мэры, которые "нашлись" через несколько недель после того, как их города захватила Россия, а затем отвоевали ВСУ: на Киевщине хорошо известен пример мэра Бучи Анатолия Федорука, который за непонятные заслуги после бегства из города еще и орден от президента получил…

По словам жителя Ворзеля, входящего в Бучанскую общину, адвоката Игоря Чудовского, депутаты ОТО и староста поселка, сестра мэра Бучи Лариса Федорук фактически самоустранились от координации помощи горожанам:

"Вы появились в сети Facebook, в своих городах и на улицах, когда враг был далеко за границами Киевской области, но где были ваши советы гражданам, жителям Бучи и Ворзеля во время бомбежки, расстрелов, изнасилований и пыток? Где были советы куда бежать и где прятаться женщинам и детям? Вы сожалеете о разрушениях и потерях, о смертях и невинно расстрелянных! А может, таких потерь можно было избежать, если бы вы организовали жизнедеятельность своих городов и поселков, улиц и кварталов во время оккупации", — возмущается юрист, которому в 2014 году пришлось эвакуироваться из охваченного войной Донбасса.

То есть, по окончании войны возникнет очень много вопросов: как случилось, что фронт за очень короткое время после вторжения проходил прямо в Буче и Ирпене, менее чем в десятке километров от столицы? Как так получилось, что никто - ни на уровне области, ни на уровне общин - не провел оперативную эвакуацию населения? Почему враг почти беспрепятственно вышел из Крыма и занял Херсонщину, а затем и все Приазовье? Кто ответит за то, что терроборона пограничных городов была практически не готова к отражению нападения?

Параллельно с этим будет решаться вопрос о том, кто станет новыми элитами. Серьезную заявку на то, чтобы ими стать, сделали мэры городов и активные члены общин, взявшие на себя реальное лидерство в этой войне. Это уже упомянутые Атрошенко, Труханов, Терехов. А кроме них – мэр Житомира Сергей Сухомлин, городской голова Нежина Александр Кодола, мэр Ахтырки Павел Кузьменко и другие. А вместе с ними — волонтеры, эвакуировавшие людей под обстрелами, местные предприниматели, ставшие коммунальщиками, водителями, парамедиками и всем сразу в родных городах. Все эти люди, которые показали себя по-новому или открыли себя стране впервые, должны в мирные времена стать основой для тех же горизонтальных связей, которые оказались востребованными в войну и такими же останутся в мирные времена. Ведь украинцы вместе со своей традиционной нелюбовью к "верхам" знают и умеют помогать друг другу на местах. Важно не потерять этот пыл и единение, и вложить его в предстоящее восстановление.

Читайте также