В воскресенье, 25 сентября, в Дагестане вспыхнули протесты против объявленной в России частичной мобилизации. Протесты сопровождались задержаниями и стычками граждан с полицией. Стоит предположить, что распространение антивоенных выступлений одним лишь Дагестаном не ограничится. Вскоре может вспыхнуть весь кавказский регион.
Координация митингов в Дагестане, в частности, в городе Махачкала осуществлялась с помощью Telegram. Одну из главных ролей в нем сыграл Telegram-канал "Утро Дагестан", который за какие-то сутки получил более 120 тысяч подписчиков. Здесь публиковались анонсы, призывы и рекомендации по поводу участия в митингах. Протестные события в Дагестане, направленные против мобилизации в РФ, привлекли внимание украинцев и нашли отражение в вечернем обращении президента Владимира Зеленского.
Интересно, что в своих призывах выходить на улицу, организаторы митингов в Дагестане иногда апеллировали к поэме Тараса Шевченко "Кавказ", посвященной борьбе горцев с российским самодержавием. Именно в этом поэтическом произведении содержится крылатая фраза: "Борітеся — поборете".
Протесты начались в дагестанском селе Эндирей, где местные жители перекрыли дорогу и вступили в потасовку с правоохранителями из-за ошибочной мобилизации. Якобы военкомы призвали парня, который уже вернулся из Украины. Надо отметить, что многие представители Дагестана погибли на украинском фронте либо вернулись оттуда калеками, что и стало главной причиной протеста. В Эндирее люди перекрыли трассу. Не обошлось без стрельбы в воздух со стороны полиции.
Основные события развернулись позже в Махачкале. Двигателем протеста стали женщины, которых полицейские опасались трогать. Очевидно, полицейские боялись повторения иранских событий. Как известно, Иран погрузился в пучину народного бунта после новости о смерти 22-летней девушки Махсы Амини, избитой полицией нравов за "неподобающее" ношение хиджаба.
Женщины не боялись в глаза говорить полицейским, что именно Россия напала на Украину, они отважно блокировали передвижение полицейских машин. Митинги переросли в стычки с полицией, когда подключились мужчины. Начались задержания. Очевидно следует ждать продолжения истории, поскольку в Telegram-канале "Утро Дагестан" появились призывы к новым митингам и переносу акций протеста в Кабардино-Балкарию.
"Апостроф" предсказывал вспышку в Дагестане, когда писал об одностороннем решении лидера Чечни Рамзана Кадырова прекратить частичную мобилизацию на территории ЧР. Оно могло быть продиктовано как личными амбициями Кадырова, так и скрытыми процессами в самой республике, чреватыми такими же народными выступлениями. После этого, у дагестанцев мог возникнуть логичный вопрос: "А что, так можно было?".
Но не только демарш Кадырова стал катализатором митингов в Дагестане. Беспорядочная мобилизация на войну с Украиной породила воспоминания об истории порабощения русскими народов Кавказа. Отсюда и отсылы к творчеству Тараса Шевченко, и выкрики дагестанских женщин: "Захватчик шахидом никогда не был", и воззвания следующего содержания: "Сегодняшний день показал, что все ваши миллионы потраченные на то, что бы потушить свет Ислама и сделать из нас рабов — ушли в унитаз!".
Читайте также: Все будет "тик-ток": как Кадыров восстал против Путина
Кроме того, в Дагестане очень недовольны кремлевским руководителем республики – Сергеем Меликовым. Его называют гауляйтером и открыто требуют, чтобы он убирался в Россию. Жители национальных республик РФ полагают, что русские желают разделаться с ними, загребая их мужчин на убой в Украину. Так что зерна протеста упали на благодатную почву.
Означает ли вспышка на Кавказе, которая, несомненно, будет разрастаться, конец путинского режима? Сама по себе вряд ли. Более того, она, скорее всего, даже не приостановит процесс мобилизации в масштабах всей страны. Но проблема тут в другом. Централизованная российская власть не поддерживает многозадачность. Оперативная память Кремля и так была перегружена задачами, связанными с проведением "специальной военной операции" в Украине. Не закончив один процесс, в эту память загрузили еще и мобилизацию со всеми сопутствующими вызовами. Протестные вспышки на Кавказе, даже если они не разрастутся в большой костер – это еще один пучок вводных в усталый мозг империи. Словно старый компьютер, система начнет "тормозить", принимать запоздалые решения, сыпаться.