В среду, 1 февраля, Кабинет министров уволил все руководство Государственной таможенной службы (ГТС). Некоторые СМИ поспешили назвать это судным днем для таможни. Однако громкая история на поверку оказалась очередным шоу. Как выяснилось, почти все уволенные остались на своих местах, а перспектив каких-то реальных реформ в украинской таможне нет. О том почему нынешние изменения в этой госструктуре вызывают множество вопросов, читайте в материале "Апострофа".
Кого и за что
После ряда коррупционных скандалов власти решили в очередной раз прошерстить таможню. Согласно решению Кабмина от 1 февраля были уволены: Вячеслав Демченко – врио председателя Государственной таможенной службы, а также Александр Щуцкий – первый заместитель председателя Гостаможслужбы. А вот в отношении заместителя председателя Гостаможслужбы Руслана Черкасского было принято решение о начале дисциплинарного производства. Т.е. чиновник фактически не был уволен, а только отстранен от исполнения обязанностей.
Стоит отметить, что за 3,5 года президентства Владимира Зеленского это уже седьмое увольнение руководства ГТС. При этом, только двое – Максим Нефедов и Павел Рябикин – являлись полноценными главами таможни. Все остальные ходили с приставкой исполняющий обязанности.
Интересно, что увольнение вышеперечисленных чиновников анонсировал глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия. Парламентарий высокопарно написал: "Если кто-то не готов к переменам, то государство само придет и поможет им измениться". Правда, тот же Арахамия в ноябре 2021 года, представляя кандидатуру, ныне уволенного Демченко на должность главы Гостаможслужбы, говорил, что его опыт поможет в плане укрепления украинских границ, что является важным вопросом на фоне агрессии России. Но, как видно, опыт господина Демченко в укреплении украинских границ не помог. При Демченко контрабанда на таможне не прекращалась. СМИ неоднократно писали о схемах на Волынской, Житомирской и Одесской таможнях. Хотя сам Демченко в интервью одному из украинских изданий говорил, что готов бороться с контрабандой на таможне, и более того, даже знает, как это делать.
Читайте также: Весенние "посадки" уже начались: у Зеленского раскрыли детали по обыскам и увольнениям 1 февраля
Впрочем, руководить таможнями в регионах Демченко назначил людей, которые и были замечены в различных уголовных схемах.
По слухам, предпосылкой к его увольнение как раз и стал недавний скандал со схемой хищения средств на экспорте украинского зерна на Одесской таможне, в результате чего государство недополучило в бюджет сотни миллионов гривен, так необходимых в военное время.
Следует заметить, что еще в июне 2022 года Налоговый комитет Верховной Рады признал работу Таможенной службы неудовлетворительной и рекомендовал правительству "принять соответствующие кадровые решения". Но кадровые решения были приняты только сейчас. Да и то – с оговорками.
Генерал из общежития
Стоит отметить, что Вячеслав Демченко был назначен руководить украинской таможней не вполне законно. Дело в том, что временно исполняющим обязанности главы подобной структуры без проведения конкурса может быть только кто-то из заместителей. Однако Демченко замом главы Государственной таможенной службы не был. В ноябре 2021 года когда место главы Гостаможслужбы стало вакантным после назначения бывшего руководителя Павла Рябикина министром по вопросам стратегических отраслей Украины, Демченко стал директором Департамента борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Конкурс на должность руководителя Гостаможслужбы Кабмин решил не проводить, сославшись на карантин и в ручном режиме назначил Демченко и.о главы.
СМИ тогда писали, что выбор в пользу Демченко сделал лично президент Зеленский. Главе государства Демченко якобы понравился тем, что это единственный генерал, который живет в служебном общежитии и ездит на Daewoo Lanos.
На самом деле, сразу несколько источников "Апострофа" утверждают, что Демченко являлся протеже члена политсовета президентской партии "Слуга Народа" Вадима Слюсарева. Слюсарев фигурировал в расследовании проекта "Схемы" как "серый кардинал" мажоритарщиков от партии "Слуга народа" в Харьковской области. Слюсарева можно назвать членом "клана Януковича".
В 2002 году он возглавил отделение пограничного контроля на контрольно-пропускном пункте "Гоптовка" в Харьковской области, потом стал начальником отдела пограничного контроля "Дергачи", объединившим "Гоптовку" и "Казачью Лопань". Спустя три года Слюсарев пошел на повышение и получил должность начальника отдела внутренней безопасности Восточного регионального управления Государственной пограничной службы Украины. Слюсарев был помоощником народного депутата от Партии регионов Артема Пшонки – сына бывшего генерального прокурора Украины Виктора Пшонки.
Но самый стремительный карьерный рост Слюсарева пришелся на президентство Виктора Януковича. Уже в 2011 году харьковский пограничник переехал в столицу, где стал начальником департамента по внутренней безопасности администрации Государственной пограничной службы Украины. После Революции достоинства Слюсарев ушел в бизнес, но по-прежнему влиял на процессы назначения людей в таможне.
В СМИ писали о том, что перед началом полномасштабного вторжения, Слюсарев выехал в Россию, хотя его адвокаты это всячески отрицали. Тем не менее, его протеже Демченко еще почти год возглавлял Гостаможслужбу.
Теперь Демченко якобы уволили, но на самом деле он остался, поскольку занимает должность директора Департамента борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, конкурс на которую он прошел.
Кстати, исполняющим обязанности руководителя Гостаможслужбы назначен один из заместителей Демченко Сергей Звягинцев. В 2021 году фамилию Звягинцева связывали с коррупционным скандалом. Тогда на взятке был задержан начальник Ивано-Франковской таможни Святослав Пересунько. Журналист Евгений Плинский утверждал, что "Пересунько считался человеком заместителя председателя таможни Сергея Звягинцева".
Нет политической воли
Скептически отнесся к увольнению руководства украинской таможни нардеп Ярослав Железняк. В своем телеграм-канале он написал, что радоваться рано. Парламентарий заметил, что Кабмин не уволил, а только отстранил Руслана Черкасского, близкого к заместителю главы Офиса президента Олегу Татарову. По информации из многих источников, именно Черкасского называли "теневым руководителем всей ГТС".
"Поэтому без увольнения этого господина все другие кадровые ротации – профанация. По информации из моих источников, он вроде бы и заявление не писал, и на больничный пошел. Но еще раз — без этого увольнения на таможне ничего не изменится", — отметил нардеп.
Руслан Черкасский родом с Донетчины, некоторое время он возглавлял Донецкую таможню. СМИ также писали о том, что Черкасский замешан в схеме контрабандного ввоза в Украину контрафактной табачной продукции. Кроме того, брат Черкасского является чиновником в "ДНР".
Позже, когда СМИ написали о том, что Черкасский нашел лазейку для того, чтобы сохраниться на должности, нардеп Ярослав Железняк со ссылкой на Арахамию сообщил, что "заместитель таможни Черкасский все же резко перестал болеть и написал заявление об увольнении".
Журналист Евгений Плинский, который публикует свои расследования о коррупции в таможне, прокомментировал это так: "Есть в Украине такой общественный договор, когда чиновнику разрешают воровать и обслуживать схемы. Но когда прибыльное кресло нужно освободить, то он делает это по собственному желанию. За это власти гарантируют не догонять его после увольнения. Приблизительно это и произошло на таможне. Схемы будут работать и дальше, в те же карманы, но под новыми фамилиями".
Народный депутат Ярослав Железняк в комментарии "Апострофу" о причинах такого решения Черкасского сказал: "Он понял, что слишком долго на больничном находиться нельзя. В любом случае будет сохраняться угроза от НАБУ. Я думаю, что написать заявление на увольнение его заставили. Оставлять его было нельзя, поскольку Черкасский – символ коррупции в таможне".
По мнению Железняка, смена руководства украинской таможни к улучшению ее работы не приводит, а становится только хуже.
"За 3 года у нас сменилось 6 или 7 руководителей таможни. И что? Каждый новый глава хуже прежнего. Мы каждый раз наступаем на одни и те же грабли", - говорит нардеп.
Для того, чтобы ситуация в украинской таможне кардинально изменилась, по мнению Ярослава Железняка, необходимо провести честный открытый конкурс с привлечением международных специалистов. Необходимо также убрать так называемых правоохранителей на региональных таможнях.
"Но для этого нужна политическая воля руководства страны. А ее на сегодня нет. Поэтому мы будем наступать на грабли в восьмой раз", - резюмировал Ярослав Железняк.