По состоянию на сегодняшний день информационные технологии все интенсивнее проникают практически во все сферы человеческой жизни. Именно поэтому проблема внедрения института электронного голосования уже достаточно давно стоит на повестке дня в большинстве государств мира, и, естественно, вызывает оживленные дискуссии.
К технологическим формам электронного голосования можно отнести следующие: 1) удаленное голосование с помощью PassportID и Интернета (предусматривает использование ID-карты, которую избиратель подсоединяет к кардридеру, переходит на сайт центрального избирательного органа и с помощью пин-кода получает доступ к электронному бюллетеню и голосует, подтверждая . и обнародуется он-лайн); 2) физическое голосование на участках с подсчетом с помощью электронных урн (похоже на традиционное голосование, но каждый бюллетень вбрасывается не в простые пластиковые урны, а в цифровую урну, подключенную к Интернету и после считывания бюллетеня система автоматически распознает голос и подсчитывает результаты). Электронные урны для голосования были использованы в Бразилии на президентских выборах в октябре 2018 года; 3) голосование с помощью специальных цифровых терминалов (предусматривает использование компьютеров с сенсорными экранами вроде терминалов, используемых для электронных платежей. Такие терминалы могут быть многофункциональными с функцией авторизации через ID-карту или с помощью обычного паспорта через предоставление специального номера для голосования от членов комиссии).
Самые распространенные материально-технические средства, применяемые при электронном голосовании: 1) Vote-recordingtechnologies – заполненный бюллетень помещают в оборудование, регистрирующее отображенный на избирательном бюллетене или другой карточке результат волеизъявления и автоматическое зачисление и вычисляет общий результат голосования; 2) Punchedcard – перфорированные карты, которые используются вместе с машинами для голосования, покидающими отверстие в перфокарте, что и составляет процесс голосования, после чего избиратель опускает перфокарту в избирательный ящик; 3) Optical scan marcsense предполагает осуществление избирательной машиной считывания информации оптическими средствами; 4) Direct– recordingelectronicvotingsystem– это голосование путем записи голоса с помощью электронного дисплея, снабженное механическими или оптико-электронными компонентами, которые могут быть активированы избирателем, при этом выбор избирателя обрабатывается с помощью компьютерной программы.
Так, для онлайн голосования на выборах в Эстонии необходимо иметь электронную идентификационную карту (ее было введено в 2000 году), плату для считывания карт, загруженную с сайта избирательной комиссии программу. Также существует возможность голосования с помощью мобильного устройства и специальной идентификационной сим-карты. Голосовать можно в течение 4-6 дней. Следует заметить, что на сегодняшний день Эстония – единственная страна, которая использует е-голосование на всей территории.
В мире есть немало государств, которые отказались от электронных голосований и вернулись к традиционным средствам (бумажным бюллетеням) – Финляндия, Норвегия, Канада). Литва и Болгария отменили свое решение о внедрении системы электронного голосования в 2019 году.
Известно, что Норвегия в 2014 году официально отказалась от электронного голосования на выборах, поскольку результаты тестирований 2013 года были спорными (подвергались критике схемы шифрования, которые использовались для защиты голосов, пересылаемых по сети). Эксперимент не помог достичь цели е-голосования – повысить явку избирателей, в частности, молодежи. Кроме того, не были решены вопросы обеспечения тайны голосования, защиты персональных данных избирателя. Было свидетельство, что незначительному количеству избирателей удалось проголосовать дважды. Как следствие, после выборов 2013 года в Норвегии больше не было пилотных проектов, как и не было политического желания обсуждать и вводить электронное голосование. 15 марта 2017 г. в Норвегии состоялись выборы с использованием бумажных бюллетеней и ручным подсчетом голосов в связи с опасениями пиратских кибер вмешательств.
Канада в 2017 году также отказалась от электронного голосования в связи с опасениями по поводу взлома систем для голосования (кибератаки).
Технический сбой при голосовании с помощью электронных систем возник и в Бельгии на местных выборах 2018 года, когда система не могла распознать электронные ключи, с помощью которых регистрировались результаты. Также технические проблемы во время голосования возникли в 2017 году на местных выборах в Финляндии.
В 2017 году, когда проходил консультативный референдум в двух регионах северной Италии, Ломбардии и Венето, для голосования использовали планшеты не подключенные к Интернету и электросети.
В 2015 году в Болгарии прошел референдум по введению электронного голосования. В 2019 году парламент Болгарии принял решение отказаться от электронного голосования на местных выборах, запланированных на октябрь 2019 года.
Во Франции электронное голосование разрешено на парламентских и консульских выборах для граждан этой страны, проживающих за границей и зарегистрированных в консульском избирательном списке. По данным Международного фонда избирательных систем, электронное голосование на соответствующей территории, или по отношению к определенной категории лиц осуществляется в Австралии (в Новом Южном Уэльсе некоторые группы лиц могут голосовать онлайн), Армении (возможность удаленного голосования закреплена за дипломатическим персоналом и членами их семей, а также военнослужащим), Канаде. 3 ов позволяют удаленное голосование определенным категориям лиц).
Таким образом, следует констатировать тот факт, что в настоящее время не существует ни одной страны, которая бы использовала электронное голосование в его чистом виде. Однако такая ситуация вовсе не означает, что работать по данному направлению не нужно. Введение е-голосования в национальную правовую систему следует осуществлять постепенно и взвешенно. Данная работа включает в себя подготовку соответствующих пакетов нормативно-правовых актов, отвечающих международным стандартам, комплекс мероприятий в рамках соответствующей институциональной системы (определение полномочий и структуры). Вместе с тем, значительное внимание должно быть уделено подготовке и внедрению самой системы в технологическом аспекте. Данная система должна быть понятной и надежной, исключать или минимизировать любые угрозы на всех этапах избирательного процесса.