Верховная Рада приняла в первом чтении проект нового Избирательного кодекса, который предусматривает голосование на национальных и местных выборах по открытым спискам. Однако найдутся ли голоса под второе чтение, в парламенте сомневаются. И потому лидеры протестов под зданием Рады убирать свой палаточный городок не намерены. Что будет с новым избирательным законодательством, разбирался "Апостроф".
Открытые списки
Новая сессионная неделя в парламенте началась активно. Главной темой для начала стали не продолжающиеся уже четвертую неделю протесты на Грушевского и даже не несостоявшаяся отставка Арсена Авакова (за увольнение министра внутренних дел отдал голос лишь 31 депутат), а рассмотрение нового избирательного законодательства. Отметим, что изменения в процесс выборов, разговоры о которых ведутся уже не первый год, были одним из главных требований участников акции "За большую политическую реформу", которых под стенами парламента собирали Михеил Саакашвили и другие оппозиционеры.
После непродолжительного обсуждения парламент во вторник, 7 ноября, принял в первом чтении новый Избирательный кодекс. Проект закона №3112-1 авторства спикера Андрея Парубия, нардепов Леонида Емца ("Народный фронт") и Александра Черненко ("Блок Петра Порошенко") поддержали 226 парламентариев. Новый кодекс предусматривает запуск пропорциональной системы голосования с открытыми региональными списками.
"На парламентских выборах мы предлагаем систему региональных открытых списков: Украина делится на 27 избирательных регионов, в каждом из этих регионов партии выдвигают свои списки, избиратель обязательно голосует за одну из этих партий и по желанию (это уже его добрая воля) – за кого-то из кандидатов, кого партия выдвинула именно в этом регионе, таким образом рейтингуя этих кандидатов, - пояснял суть предлагаемых нововведений нардеп Черненко, который представлял законопроект с трибуны Верховной Рады. – Руководитель партии не может повлиять на место кандидата в списке, шансы на его прохождение, на это влияет исключительно избиратель".
В распределении мандатов депутатов принимают участие избирательные списки кандидатов, которые по итогам голосования набрали не менее 4% голосов избирателей в общегосударственном избирательном округе.
Неожиданно проголосовали
То, что положительное голосование за новое избирательное законодательство стало неожиданностью для большинства нардепов, не скрывали даже во фракциях коалиции. Об этом свидетельствует и критический минимум голосов, отданных за проект закона, – 226.
"В законе есть проблемы, связанные с тем, что он немного устарел, он ничего не говорит об объединенных общинах. Если ко второму чтению часть, касающуюся местных выборов, хорошо вычистят, чтобы она соответствовала стандартам, чтобы институт старост появился, например, то теоретически не исключаю, что наберется достаточное количество голосов и ко второму чтению. Но вообще я удивлен, что проголосовали в первом чтении. Это было неожиданно", - комментировал "Апострофу" нардеп от БПП Григорий Шверк.
По мнению политолога Михаила Басараба, большинство депутатов поддержало законопроект из-за опасений за свою репутацию.
"Произошла полуанекдотическая ситуация, когда значительная часть депутатов, которые не собирались внедрять пропорциональную избирательную систему с открытыми списками, нажали кнопку "за", так как переживали за свою репутацию. Ведь вопрос избирательной реформы – один из главных в нынешней внутриполитической повестке дня, особенно после событий 17 октября и акций протеста. Такие депутаты положились на других своих коллег, которые, по их мнению, должны были голосовать против или воздержаться – и таким образом завалить законопроект", - поясняет эксперт в комментарии "Апострофу".
Заместитель главы фракции БПП Алексей Гончаренко указывает, что не поддержали новый Избирательный кодекс в основном депутаты, которые прошли в парламент по мажоритарным округам.
"Вы смотрите на это голосование не в разрезе фракций, а в разрезе мажоритарщиков и списочников, тогда вы увидите, что списочники проголосовали [за новый Избирательный кодекс], а большинство мажоритарщиков – нет. Слава Богу, какая-то часть мажоритарщиков проголосовала, именно поэтому мы имеем 226 голосов", - рассказал Гончаренко журналистам.
В том, что загвоздка - в мажоритарщиках, которые есть почти в каждой фракции, признаются и другие нардепы.
"Краеугольные изменения произойдут, если проголосуют мажоритарщики, хотя настроения у них больше не голосовать, чем голосовать. Вы только посмотрите, что сегодня из групп "Видродження" и "Воля народа" почти никто не проголосовал. Да и в самом БПП… Не проголосовали [глава фракции БПП] Артур Герасимов, [представитель президента в парламенте] Ирина Луценко, на высшем уровне нет поддержки документу. Но тут нужно понимать, что ко второму чтению закон может существенно видоизмениться, еще есть две недели на подачу правок, а их будут сотни, если не тысячи. Каким документ будет ко второму чтению, судить трудно", - поделился мнением с "Апострофом" один из нардепов коалиции, пожелавший сохранить анонимность.
Во второй раз не пройдет
Алексей Гончаренко считает, ко второму чтению нужное количество голосов за избирательную реформу едва ли наберется: "Будет трудно, но все равно я считаю, что скорее нет, чем да. Потому что есть критическая масса – 226 голосов, минус даже один голос, если кому-то не понравится какая-то правка, а правки будут, так как одни говорят, что должен быть 4-процентный барьер, другие – что 5-процентный. Есть масса нюансов, которые могут помешать, но шанс есть".
Некоторые фракции уже сейчас делятся тем, какие поправки они предложат к документу. "Мы сейчас готовим предложения к документу ко второму чтению, одно из них – увеличить проходной порог до 7% для партий, чтобы не было скупки голосов на выборах, такой, как сейчас", - рассказывал в кулуарах глава фракции "Оппозиционный блок" Юрий Бойко.
Но внесенные правки вряд ли помогут принятию документа во втором чтении, полагает Михаил Басараб. И, по его мнению, изменения в избирательный процесс невыгодны не только мажоритарщикам, но и парламентариям, избранным по пропорциональной системе с закрытыми списками.
"Мажоритарщики, которые попали в Верховную Раду, хотят посоревноваться еще раз за победу на своих округах, это их обычная практика, так как это преимущественно состоятельные депутаты, которые могут себе позволить конкурентную борьбу, поэтому их устраивает компонент мажоритарной избирательной системы. Мажоритарщики – это каста депутатов, с которыми предпочитают договариваться, которых пытаются задобрить преференциями для округов. Это дает им возможность быть относительно независимыми от руководства страны. Что касается закрытых избирательных списков, то это депутаты, которые попали в Раду из-за личной лояльности к лидерам политсил, поэтому это в подавляющей массе депутаты, которые никогда бы не получили мандатов в конкурентной борьбе по открытым спискам. А лидеров партий устраивает, что таким образом они получают покорных депутатов во фракциях", - считает политолог.
Но часть нардепов все же уверена, что шанс на принятие нового Избирательного кодекса во втором чтении и в целом есть. "Когда будут на Грушевского стоять ребята, как они сегодня стоят, тогда будут голоса, потому что эта власть боится только давления извне. И только тогда будет голосовать за те законопроекты, которые нужны не им, а украинскому обществу", - прокомментировал "Апострофу" глава фракции "Самопомич" Олег Березюк.
К слову, палаточный городок под Верховной Радой пока убирать не собираются, ведь там уверены, что именно они повлияли на принятие решений в парламенте.
"Под Радой точно останется движение "Визволення". Такие протесты – это единственное, что работает. Вы видите, что после того, как мы собрались и стали под парламентом палаточным лагерем, парламент начал принимать решения, которые годами блокировались. Сначала – первое голосование за отмену депутатской неприкосновенности, потом – первое голосование за новые правила выборов. Этого всего бы не произошло, если бы не давление людей. Очень важно, чтобы мы только увеличивали нашу акцию давления, а не расходились", - прокомментировал "Апострофу" нардеп Егор Соболев.