RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Политика

Сильный, ненавязчивый и "наступный": какой рекламой украинцев атакуют кандидаты в президенты

Президентская кампания на билбордах и ситилайтах идет полным ходом

Президентская кампания на билбордах и ситилайтах идет полным ходом Фото: Александр Гончаров / Апостроф

Политической рекламы на обочинах дорог становится все больше, хотя официально президентская избирательная кампания еще не началась. Насколько удачные подходы применяются в формировании визуальных образов будущих кандидатов, анализировал "Апостроф".

Соревнование по рекламе

На данным момент внешняя политреклама (то есть на билбордах и ситилайтах) обгоняет по объемам остальные виды агитации, говорится в исследовании гражданской сети ОПОРА. По оценкам общественников, лидируют по количеству охваченных областей и занятых плоскостей глава партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко и президент Петр Порошенко. Их агитационные борды размещены во всех регионах страны.

Много внешней рекламы, но все-таки меньше чем у этой пары фаворитов президентской гонки - у председателя партии "Самопомич", мэра Львова Андрея Садового, лидера партии "Основа", народного депутата Сергея Таруты, главы Радикальной партии Олега Ляшко, сопредседателя фракции "Оппозиционного блока" (ОБ) Александра Вилкула. Остальные политики, которые метят в президенты, представлены в областях еще хуже. В исследовании ОПОРы не учитывалось решение экс-премьера Арсения Яценюка поучаствовать в рекламной гонке, чьи портреты появились на улицах только в конце октября.

Параллельно идет война месседжей, и здесь также разителен контраст между кандидатами. Одни выносят на борды то, что считают своими достижениями, другие формулируют планы на будущее, третьи хвастают личными качествами.

Разные люди с одинаковыми ошибками

К первой группе эксперты “Апострофа” относят внешнюю рекламу президента Порошенко и бывшего премьера Яценюка. Глава государства еще не объявил официально об участии в выборах, но нет сомнений, что он будет баллотироваться. Его кампания - во всяком случае, на данном этапе - строится на вопросах усиления армии, украинизации и автокефалии для православной церкви в Украине. Интересно, что сначала реклама Порошенко была сине-желтой, но потом фон для лозунгов стал, скорее, бордовым. Перемена была вызвана ходом его главного конкурента Юлии Тимошенко, которая также в тот момент обратилась к патриотическим цветам.

Фото: Александр Гончаров / Апостроф
1 / 1
1 / 1

Политтехнологи, впрочем, считают это малозначительной деталью. “Гораздо важнее, что триада Порошенко "армия, язык, вера" не сработала. Вот если бы у команды президента были видимые социально-экономические достижения, тогда бы в придачу можно было бы предложить новую армию, больше украинского языка и томос об автокефалии. Но люди не видят просвета в тяжелой жизни, о чем говорит социология”, - объясняет “Апострофу” политтехнолог Андрей Золотарев.

Более того, как считает политтехнолог Сергей Гайдай, избиратель не видит связи между деятельностью Порошенко на нынешнем посту, его предвыборной рекламой и реальной жизнью. У него совсем другие ассоциации при имени президента. "А политики думают, что, если на борде написать нечто, чего не существует в голове у избирателя, это будет работать", - говорит "Апострофу" эксперт.

Те же ошибки Гайдай видит в рекламной кампании Арсения Яценюка, которая началась в конце октября. Девизы на плоскостях:"Энергетическая независимость", "Украинский язык, кино и песня, "Движение в НАТО", “Остановили дефолт в 2014 году”. Дополняются они символикой "Народного фронта" и портретом Яценюка с бородой. “Вот если бы он построил "Европейский вал" (Проект по обустройству украинско-российской границы, называемый также "Стена" - "Апостроф") с настоящими укрепрайонами. А дефолт обошел Украину, когда бы остальные страны пострадали… А к вещам, о которых Яценюк говорит на бордах, он не имеет отношения", - настаивает политтехнолог.

Фото: Facebook Алексей Кучеренко
1 / 1
Фото: Facebook Алексей Кучеренко
1 / 1

Вместе с тем, реклама Яценюка зародила подозрения, что лидер НФ тоже планирует баллотироваться. Источник во фракции партии Яценюка, близкий к его руководству, утверждает, что это не так. Еще одно расхожее мнение в политических кругах, что слоганами в схожей манере и вообще всей кампанией экс-премьер просто-напросто потроллил команду Порошенко (и, судя по отзывам, задел за живое), пригласив к новым торгам. Есть мнение, что эта политрекламная акция на самом деле нужна для неявного союзника экс-премьера в этой президентской кампании. "Для кампании Яценюка не задействованы гигантские деньги: 300-400 плоскостей с экс-премьером не тянут на начало большой игры. Возможно, "фронтовики" таким образом придерживают плоскости для кого-то другого, потому что через месяц уже невозможно будет найти свободные, а кампания будет короткой", - говорит "Апострофу" политтехнолог Алексей Голобуцкий.

Переменчивый курс Тимошенко

В отличие от представителей нынешней власти Тимошенко говорит о будущем. "Юлия Владимировна информирует через борды, что у нее есть новый курс, в поддержку которого проводятся форумы. А дальше избиратель должен разобраться, подходит ли он ему", - комментирует политтехнолог Гайдай. Если судить по рекламе лидера "Батькивщины", новый курс будет проложен и в экономике, а еще стране предложат новую "народную" конституцию.

Фото: Александр Гончаров / Апостроф
1 / 1
Фото: Александр Гончаров / Апостроф
1 / 1

Однако политическая конъюнктура может заставить Тимошенко корректировать кампанию. "В ее штабе наверняка ждут новую социологию, которая покажет отношение людей к новым цен на газ и тем политикам, кто были за или против повышения. Если рейтинг Тимошенко, критикующей власть за тарифы, подпрыгнул, значит, критика ей выгоднее, чем продвигать новый курс. Тем более, это ее тема", - полагает эксперт Голобуцкий.

О себе только хорошо

Большинство других участников выборов, не сговариваясь, выбрали рекламу с личным "акцентом". На бордах лидера "Самопомочи" Садового под его фамилией написано "Наступний". "Но такую агитацию мог бы позволить себе Гриценко (глава партии "Гражданская позиция" Анатолий Гриценко - "Апостроф"), которому социология дает шансы на второй тур, в отличие от Садового, чей рейтинг по последним данным даже не дотягивает до 3%. То есть он обманывает электорат намеками, что он-де следующий президент. Такими бордами не возьмешь избирателей, которые раньше за него и его партию не голосовали. Да и тот электорат, который он потерял, тоже", - комментирует "Апострофу" эксперт Голобуцкий, который считает истинной целью Садового на выборах президента раскрутку его политической силы для осенних выборов в Верховную Раду.

Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

Сам Гриценко выбрал для себя лозунг "Честных больше". "Гриценко нужен рывок, чтобы влезть во второй тур, в котором победа, вероятнее всего, достается ему. Ему надо 2-4% добавить, и он становится лидером в избирательной кампании. Но месседж "Честных больше" слишком расплывчатый. Искомые проценты он не даст. Посмотрим, сможет ли Гриценко предложить что-то радикально другое", - полагает политтехнолог Голобуцкий.

Фото: Александр Гончаров / Апостроф

То ли в шутку, то ли всерьез представитель того же политического лагеря, народный депутат Виктор Чумак проводит свою избирательную кампанию под лозунгом "Другой". Учитывая, что он продолжает вести переговоры с Гриценко, возможно, мы как в случае с Яценюком и Порошенко наблюдаем еще один пример троллинга.

Затишье перед бурей

Другая часть оппозиции из бывших "регионалов" сегодня преимущественно игнорирует внешнюю рекламу. В частности, затих сопредседатель фракции "Оппоблок" в Верховной Раде Юрий Бойко, который хоть и фигурирует в опросах, активностью не отличается. Притаился и Вадим Рабинович, который еще буквально пару месяцев назад активно пиарил себя и партию "За життя". Правда, сейчас после объединения части "Оппозиционного блока" с "За Життя" все может сильно измениться.

Исключение составляют разве что народный депутат Вадим Новинский (ОБ) со своим общественным движением "Партия мира", его коллега по фракции Александр Вилкул, а также ушедший от Рабиновича и Виктора Медведчука лидер новосозданной партии "Наши", народный депутат Евгений Мураев. Кампании Новинского и Мураева схожи тем, что строятся на неудобных для властей призывах. Если в случае Новинского это мир и общественное согласие, то Мураев говорит о сопротивлении власти. Его лозунги на бордах - в частности, "Наши праздники - не отдадим" и "Наши церкви не отдадим".

"Мураев как бы говорит: "Иду на вы", имея в виду власть, конечно. Подобные призывы, конечно, часто раздаются в его политическом лагере, но негромко - боятся из опасений навлечь проблемы", - полагает политтехнолог Золотарев.

Фото: Александр Гончаров / Апостроф

Эксперт Голобуцкий отмечает активность Мураева на рынке внешней рекламы, чем он выгодно отличается от конкурентов. "Мураев противопоставляет себя основному политическому тренду, и это находит отклик на его электоральном поле… Понятно, что у него не получится взять весь электорат, близкий ему по идеологии, но радикальную часть - он сможет. И этим он разрушит идею единого кандидата от пророссийских сил. Свой успех он сможет развить на парламентских выборах", - добавляет эксперт Голобуцкий.

Двойной смысл

Особняком в этом сегменте стоит шоумен Владимир Зеленский со свежей рекламной кампанией "Президент - слуга народа. Скоро". "Я вижу четкую заявку на президентские выборы и последующую парламентскую кампанию. На фоне усталости от традиционных политиков это может сработать", - уверен эксперт Золотарев. Но можно увидеть здесь и рекламу третьего сезона популярного сериала "Слуга народа" в стиле, присущем творческому объединению Зеленского "95 квартал". Дата выхода нового сезона - март 2019 года, то есть накануне дня голосования. И это тоже повод задуматься о двойном смысле рекламы.

“Смычка телевидения и политики работает. Реклама “Слуги народа” ненавязчива. Посмотрите: там нет физиономии Зеленского. Но она попадает в ожидания людей. А сам Зеленский превратился в президента Голобородько (фамилия героя из сериала, - "Апостроф") в глазах многих людей. Этот образ вошел в сознание людей", - утверждает Золотарев.

Фото: Twitter Kristina Berdynskykh

Если Зеленский все же пойдет на выборы, одной из задач для него станет попытка привести своего избирателя на участки. "Против него может сыграть то, что люди не поверят в его победу и не придут. Шансов на парламентских выборах у него больше: там победителей - то есть попадающих в Раду партий - обычно несколько", - комментирует Голобуцкий.

Он согласен, что "Слуга народа" как реклама работает. "Однако люди вкладывают в Зеленского свои чаяния, потому что не знают о нем ничего. Что мы знаем, например, о его политических взглядах?" - добавляет он.

Сильный и еще сильнее

Впрочем, нашлись политики, всячески желающие перед президентскими выборами подчеркнуть свои личные боевые качества. Самыми "сильными", во всяком случае на внешней рекламе, оказались экс-глава СБУ Валентин Наливайченко и главный "радикал" страны Олег Ляшко. И если для Наливайченко с учетом его работы в силовых органах данный подход понятен, то для такого экспрессивного политика как Ляшко его заявка о "сильном президенте" выглядит слегка комично...

Фото: Александр Гончаров / Апостроф
1 / 1
Фото: ЧЕСНО
1 / 1

Между прочим, Голобуцкий обращает внимание на интересную тенденцию на этих выборах касательно внешней рекламы. "60% людей стали получать информацию из гаджетов. Читать информацию на электронных устройствах и одновременно смотреть на борды - очень сложно. Видеть рекламу на плоскостях могут разве что водители или пассажиры без гаджетов. Можно сказать, что борды теряют свою актуальность", - комментирует он.

Читайте также