Окучивание электората к местным выборам в Украине идет полным ходом. По подсчетам гражданской сети "Опора", только на рекламу в соцсетях кандидаты потратили уже более миллиона долларов. И это лишь капля в море: тысячи агитационных биг-бордов, промо на ТВ, радио и, конечно же, "подарки" избирателям – на все это не жалеют денег, чтобы добиться цели – занять удобное кресло в вожделенном кабинете. "Апостроф" рассказывает о самых диких примерах подкупа электората за последнее время и новых трендах на этой ниве.
Герман с яйцами и ракетки
Парк Партизанской славы в Киеве - популярное место для прогулок среди жителей окрестных районов. Летом 2020-го здесь закончили капитальный ремонт: запустили световой пешеходный фонтан, поменяли скамейки и вообще навели красоту. Вслух об этом никто не скажет, но сразу видно, что старались под выборы - на входе в парк висит табличка, где сказано, что ремонт сделан по инициативе мэра города Виталия Кличка. И это неизменный почерк киевского градоначальника - если что-то отремонтировано или сделано, то об этом следует обязательно напомнить жителям, чтобы знали, кому быть благодарными и когда придет время, то ставили галочки в нужном месте. Многие украинские избиратели относятся к таким вещам достаточно спокойно. "Лишь бы дело делали, а на табличках могут писать все, что угодно", - сказала в ответ на вопрос журналиста "Апострофа" одна из гуляющих по парку мам.
"На местных выборах такой подход действует. Поскольку это показатель того, что местная власть хотя бы что-то делает, а большинство людей голосует по принципу: "Лишь бы не хуже". Когда какой-то мэр отремонтировал подъезд, сделал детскую площадку и какую-то дорогу – уже хорошо. Если реализованы какие-то инфраструктурные проекты, то это большой плюс, на это обращают внимание. Люди могут не сильно любить своего мэра, но будут склонны голосовать за него, если у него есть хоть какая-то минимальная история успеха", - объяснил в комментарии "Апострофу" политический эксперт, директор по внутренней политике МЦПИ Игорь Петренко.
Впрочем, это мелочи. Гораздо веселее было в Ровно, где несколько недель назад юноши в защитных масках раздавали местным жителям куриные яйца прямо в центре города. И не просто так, а с вложенным в них важным месседжем. На каждой упаковке была приклеена фотография кандидата в мэры Виталия Германа и надпись: "Герман з яйцями". Меньше чем через 20 дней мы узнаем, насколько такой креатив заходит электорату.
Еще один отличившийся на этих выборах "добродетель" - многолетний депутат Киевсовета и бизнесмен Алекандр Пабат, который в этом году баллотируется от партии Андрея Пальчевского. Он решил задарить детям в одном из районов столицы недешевые ракетки для настольного тенниса. Естественно, со своим именем и изображением. Такая "забота" о подрастающем поколении вполне понятна - голосовать детишки не смогут, но порадуются и обязательно расскажут родителям о душевной доброте политика. А если кто-то из старшего поколения потом на избирательном участке задумается, за кого бы ему проголосовать, то вполне может вспомнить и о ракетках.
Шоу Поляковой в разгар эпидемии
Понятно, что политики не могли оставить без внимания тему коронавируса и активно используют ее в своей агитации. Например, распихивают по почтовым ящикам медицинские маски со своими визитками. Впрочем, такой ход кажется слегка запоздавшим. Вот если бы агитацию можно было проводить весной, когда они были в страшном дефиците, то электорат наверняка был бы более признателен.
Также не на руку и карантинный запрет на проведение концертов, фестивалей и прочих массовых мероприятий. Однако далеко не все его соблюдают. Например, как следует из объявлений, нашумевший концерт певицы Оли Поляковой в Харькове был организован командой действующего мэра города Геннадия Кернеса.
На шоу пришло больше двух тысяч человек и полиция даже открыла уголовное производство, но свои электоральные "плюшки" Кернес наверняка получит - люди соскучились по концертам и устали даже от такого псевдокарантина, который толком никто не соблюдает. Ну, а в дальнейшем росте количества заболевших всегда можно будет обвинить центральную власть - схема, которая принесет успех очень многим на этих выборах.
"На теме СOVID постоянно паразитируют. Местная власть старается показать, что центральная ничего не делает и они единственные, кто заботятся об интересах граждан. В свою очередь из Киева пытаются донести мысль, что не все так просто. Если вы собираетесь на время пандемии проводить такие мероприятия как день города, то вы рискуете. Так что коронавирус сейчас это очень активно используемая тема", - сказал Игорь Петренко.
"Гречка" все еще в ходу
Банальный подкуп избирателей продуктовыми наборами и подарками уже не так популярен, как это было еще лет десять назад, однако такие методы все еще активно используются. Особенно в депрессивных регионах .
Так, в Кременной (Луганская область) полиция накрыла магазин, в котором стояли целые ящики продуктовых наборов для электората и списки избирателей. Таким образом один из кандидатов в мэры собирался "убеждать" земляков голосовать за себя.
Интересно, что в новом Избирательном кодексе есть отдельный пункт, который запрещает "дарить" людям любые материальные активы, ведя при этом агитацию. За такие действия предусмотрена даже уголовная ответственность - от 2 до 6 лет заключения для организаторов. Но, как мы видим, закона украинские политики не боятся. Например, в Полтаве кандидат в мэры Сергей Каплин раздавал избирателям... брендированные крышки для закруток со своим именем, а в Чернигове кандидатка от "За Майбутне" подкупала избирателей лампочками с брендом политсилы. И таких случаев масса. Да и банальным подкупом политики не брезгуют.
"К сожалению, есть факты и предложения денег. Голос стоит у нас на этих выборах от 200 грн, и предложения эти звучат, в том числе и через средства коммуникации - мессенджер, телеграмм-каналы - очень активные", - рассказала председатель правления гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская.
Впрочем, цены разнятся в зависимости от регионов. По информации "Апострофа", на юге Киевской области некоторые политические силы "экономят" на избирателях, раздавая по 50 гривен.
Иногда этот подкуп стараются замаскировать даже под "веселые старты". Так, в Ивано-Франковске кандидат от "Свободы" Олег Андрухив выдавал участникам забега по 1000 гривен. Да, формально для этого нужно было выполнить определенные условия, но все было устроено так, что большинство бежавших ушли с "призами".
Примеров можно привести еще массу. Можно бесконечно долго рассказывать людям о необходимости сознательно подходить к выборам и не вестись на подкуп, но пока подавляющее большинство украинцев живет за чертой бедности - "гречкосейство" будет процветать. Тем более, что полиция хоть и отчитывается о пойманных нарушителях, на этих выборах особо не напрягается. И многим желающим попасть во власть такое положение дел весьма выгодно. Главное, чтобы у тебя не заканчивались деньги - тогда дорога в большую политику становится гораздо короче. Ну а интересы Украины могут подождать...