Депутаты уверяют: выборов в Украине в ближайшее время не ожидается. Однако стало известно, что ЦИК занимается обновлением данных об избирателях, что свидетельствует об их подготовке. Больше деталей – в материале “Апострофа”.
Закон Украины о "Правовом режиме военного положения" прямо запрещает проведение президентских, парламентских, местных выборов во время действия военного положения. То есть, чтобы провести выборы во время войны, прежде всего нужно вносить соответствующие изменения в законодательство. Никакие изменения по этому поводу в депутатском корпусе не обсуждаются, публично уверяют нардепы.
В то же время 20 сентября Центральная избирательная комиссия издала постановление о возобновлении функционирования автоматизированной информационно-коммуникационной системы "Государственный реестр избирателей" в части учета избирательных участков, существующих на постоянной основе. Как известно, функционирование Реестра с февраля 2022 года по ноябрь 2023 года (включительно) было приостановлено.
Согласно новому постановлению, на сегодняшний день требует актуализации информация относительно около 14 тысяч избирательных участков, образованных на постоянной основе, то есть 43% от общего их количества. Следовательно, районные военные администрации, районные в городе Киеве государственные администрации, исполнительные комитеты городских советов городов в течение трех месяцев со дня принятия документа должны уточнить сведения об избирательных участках на постоянной основе.
В ЦИКе говорят: работа по обновлению данных об избирателях продолжается давно и "это не значит, что завтра будут выборы". "Еще полгода назад возобновили частичную работу путем обновления периодических данных, которые собирались на бумажных носителях, их внесли в базу пока без открытого доступа - идет согласование с правоохранительными органами по вопросам безопасности. На прошлой неделе было принято еще одно решение – мы продолжили обновление данных периодического реестра в контексте адресного реестра – то есть новые улицы, новые дома, уничтоженные дома, поврежденные, уничтоженные населенные пункты. Теперь это уже следующий этап – информация обновляется в данном контексте адресного реестра. А в отношении людей, за полгода мы вышедших на текущую работу, внесли все изменения, которые произошли через два года. Сейчас идет плановая текущая смена сведений относительно избирателей”, - рассказал “Апострофу” член ЦИК Сергей Постивый.
То есть ЦИК не отрицает, что намерен обновить информацию об адресах (включая переименование улиц), здания, сооружения - имеющиеся, уничтоженные, поврежденные - образующие избирательные участки. "Это не может говорить о какой-либо подготовке к каким-либо конкретным выборам, потому что это задача ЦИК - обеспечивать периодическое, то есть ежемесячное обновление баз данных Государственного реестра избирателей", - рассказал "Апострофу" эксзамглавы ЦИК Андрей Магера.
Иной точки зрения политолог Сергей Гайдай. "Однозначно [речь идет о подготовке к выборам], просчитывают технические возможности провести выборы, - говорит собеседник издания . - Думаю, выборы – это требование наших западных партнеров, потому что есть усталость западного общества от войны. Они думают, какую Украину они защищают? Страну, где нет выборов, демократии, границы закрыты, где общество все больше не доверяет власти”.
Возможны ли выборы в ближайшее время
Подготовку к выборам следует начинать с изменений в правовую рамку, считают специалисты. "Наличного Избирательного кодекса недостаточно. Нужно принять специальный избирательный закон, предусматривающий особенности первых послевоенных выборов - как президентских, так и парламентских. Надо учесть нюансы по виду таких выборов, их трудно назвать очередными; относительно даты; об особенностях порядка выдвижения кандидатов, их регистрации, агитации; формирование комиссии; включение в списки избирателей, учитывая большое количество ВПЛ, беженцев”, - убежден Магера.
"Наше избирательное законодательство писалось, не учитывая возможность долговременной войны. Во-вторых, его со временем каждая власть так меняла, что к моменту начала войны оно было настолько сложным, непонятным, что даже в мирное время, пользуясь им, проводить выборы становилось все труднее”, - считает Гайдай.
В то же время, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк в интервью подтвердила, что подкомитет ведет работу над законодательством для проведения первых послевоенных выборов с участием международных партнеров.
Вместе с тем, нуждаются в решении и ряд организационных вопросов. Например, нужно либерализовать порядок изменения избирательного адреса избирателя, уехавшего за границу. "Должен быть альтернативный механизм - не только прийти ногами и написать заявление, но и с помощью электронных ресурсов. То есть на сайте ЦИК, посредством электронной цифровой подписи такой человек мог бы изменить свой избирательный адрес”, - уточнил Магера.
"Провести выборы по старому законодательству старыми техническими методами с бюллетенями, участками, долгим подсчетом голосов невозможно, особенно во время диджитализации, где даже такой процесс, как обновление своих данных в Резерв+, давно может на себя взять диджитализированные системы", - убежден Сергей Гайдай.
Магера не соглашается: в среднесрочной перспективе выборы могут проходить только привычным способом, "иначе - будут риски для принципа свободных выборов, принципа тайного голосования, равных выборов".
Следует также учесть то, что в проекте государственного бюджета на следующий год пока не предусмотрены средства на проведение каких-либо выборов. Нет в нем и средств для программного обеспечения для выборов. "Расходы на ЦИК почти на уровне этого года (даже немного меньше)", - написал нардеп Ярослав Железняк.
Именно отсутствие финансирования – основной маркер, который косвенно дает ответ на вопрос, ожидать ли выборы в 2025 году. "Только на сервера [нужно] где-то под 100 млн гривен. В целом же на затраты развития под 400 млн. на оплату труда за 130 млн. на коммунальные и еще разные тоже несколько десятков млн. И это только для организации процесса. А на сами выборы: президентские – 6 млрд 221 млн грн, парламентские – 3 млрд 993 млн грн, местные – 4 млрд 093 млн грн. Если все вместе – 8 млрд 884 млн грн”, - подсчитал депутат Киевского городского совета Леонид Емец.
То есть пока в бюджет не будут внесены изменения на эти нужды — ни о какой подготовке к выборам речь не может идти, резюмировал он.