Заявлениями о намерении с 1 ноября ввести пошлины на украинские товары Россия нарушает трехсторонние договоренности, достигнутые в Брюсселе 12 сентября на уровне министров. Украине нет необходимости каким-либо образом документально фиксировать торговые преференции, предоставленные Евросоюзом, как того требует РФ. Если Москва осуществит свои планы, Киев прибегнет к ответным мерам. Какими они могут быть, а также как Украина планирует продолжать сотрудничество с СНГ, корреспонденту А' ЮРИЮ ДОЩАТОВУ рассказал заместитель министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины ВАЛЕРИЙ ПЯТНИЦКИЙ.
— Расскажите, что же все-таки будет действовать с 1 ноября?
— Договоренности касаются IV раздела соглашения об ассоциации (торговля и вопросы, связанные с торговлей.– А'). Начинает действовать практически все по этому разделу, кроме того, что связано с либерализацией тарифов. Для нашего экспорта тарифы не применяются до конца 2015 года.
— Есть мнение, что продление односторонней либерализации торговли ослабляет стимулы для развития внутреннего производства.
— На самом деле, это ерунда. Если вы производите продукцию и хотите активнее торговать как на внутреннем рынке, так и на внешнем, вы должны развиваться. Это и есть стимулом, чтобы улучшать качество технологий, продукции, совершенствоваться и вкладывать деньги в развитие.
— Опасения России, связанные со свободной торговлей Украины и ЕС, не сняты и переговоры по этому вопросу будут продолжены. Означает ли это, что Европа изменила мнение и согласилась, что эти опасения РФ аргументированы? И чем могут завершиться эти переговоры?
— Предметность переговоров зависит от того, насколько каждая сторона захочет услышать другие стороны, и есть ли предмет опасений. С моей точки зрения опасений не существует. Европа мнение не изменила. ЕС следует логике, что если у вас есть опасения, то смысла в региональных торговых соглашениях нет. Россия заключила соглашение о свободной торговле с СНГ. Они готовят соглашения с Турцией и Вьетнамом. Это региональные соглашения о либерализации торговли. Если говорить, что снижение тарифов нанесет ущерб, то извините, не нужно над этим работать. Мировая практика показывает, что заключены уже сотни соглашений. Это нормальная практика, когда достигаются определенные компромиссы, чтобы упростить потом выход товаров на рынки.
— Министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил, что Украина должна документально зафиксировать договоренности от 12 сентября. В противном случае РФ введет пошлины на украинский экспорт. Будет ли Украина применять ответные меры?
— Договоренностями определено, что продление преференций в торговле с Украиной принимается европейской стороной. Поэтому никакие действия, о которых говорит господин Улюкаев, с украинской стороны не нужны. Если говорить о заявлении российского министра, то он уже откровенно передергивает (договоренности.– А'). Нужно брать решение, которое принято тремя сторонами. Если одна из сторон начинает каким-то образом трактовать содержание решения или привносить туда новые элементы, то это не согласовано. То, как собирается действовать Российская Федерация, идет вразрез с теми договоренностями, которые были достигнуты. Если так произойдет, то мы будем соответствующим образом реагировать. Украина не оставит без ответа нарушения Россией торговых договоренностей.
— Мы тоже в ответ введем пошлины?
— Реакция может быть разной. И это не обязательно сразу введение тарифов. Но один из вариантов, это введение тарифов на те виды товаров, которые импортируются из России.
— Что нам импортирует Россия, например, в агропромышленном комплексе?
— Фасованный чай, кофе и сигареты. Значит, на эти виды продукции будут пошлины. Думаю, мы прекрасно справимся.
— Есть еще пельмени, конфеты и икра.
— Это не большие объемы. Их пельмени никто не берет. Конфеты у них некачественные, ну а на икру можно и не вводить пошлины, если для вас это так уж критично. Но красная икра может поступать и из Норвегии – на рыбу и икру у нас нулевая пошлина в торговле с этой страной. Черная икра – это некритичный продукт. Ее можно закупать в Иране и Уругвае. Это не проблема.
— Украина с апреля принимает участие в мероприятиях по линии сотрудничества с СНГ лишь на уровне наблюдателей. Молдова инициировала вопрос о рассмотрении выполнения договора о зоне свободной торговли СНГ, в частности, Россией. Сначала Кишинев предлагал провести отдельное внеплановое заседание экономического совета СНГ по этому вопросу, однако этой темой решили заняться на плановом заседании 26 сентября в Москве. Планирует ли Украина присоединиться к обсуждению этого вопроса?
— В последнее время в мероприятиях СНГ принимают участие представители нашего посольства в качестве наблюдателей. Вопрос от Молдовы включен в повестку дня экономического совета на 26 сентября. Эта тема интересна для нас. Если никто не поедет на заседание из Киева, то мы дадим рекомендации представителям нашего посольства принять участие в нем и говорить об этом. Лично я сторонник того, чтобы по прагматическим темам, то есть санитарное и фитосанитарное, техническое регулирование, таможенное сотрудничество, определение страны происхождения товаров, было участие в переговорах как на уровне рабочих групп, так и на уровне тех органов, которые принимают решения. В противном случае необходимо принимать политическое решение о выходе из соглашения о зоне свободной торговли. Числиться в нем и не участвовать в формате выработки и принятия решений, смысла особого нет. Даже если нас дискредитируют каким-то образом, это площадка, чтобы заявлять об этом.
— На конец ноября запланировано проведение донорской конференция, где будет обсуждаться вопрос о выделении средств на компенсацию потерь от торговых ограничений со стоны России и на восстановление Донбасса. Если торговый спор с РФ будет урегулирован, то наверняка вопрос о торговых компенсациях будет снят?
— Я думаю, что на этой конференции акцент будет сделан на оказании гуманитарной помощи для восстановления пострадавших регионов и инвестиционной помощи.