RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Путину устроили важный тест, на Донбассе возможно перемирие - украинский генерал

Путину сейчас не нужна большая кровь в ситуации с Украиной

Путину сейчас не нужна большая кровь в ситуации с Украиной Обстрелянная Красногоровка, Донецкая область, 31 мая 2017 Фото: УНИАН

Соблюдение школьного перемирия продемонстрирует готовность или неготовность президента РФ Владимира Путина пойти на уступки по Донбассу. О том, как будет реагировать Россия на изменившиеся внешнеполитические условия в украинском кризисе и каким образом будет давить на Запад, в блиц-интервью "Апострофу" рассказал экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ генерал-лейтенант ИГОРЬ РОМАНЕНКО.

- Лидеры стран-участниц Нормандской четверки договорились о введении так называемого школьного перемирия, которое должна 23 августа поддержать Трехсторонняя контактная группа. Как долго это перемирие продержится? Пойдут ли пророссийские силы на обострение и провокации?

- Там два серьезных момента - перемирие и обмен пленными. А это первые пункты Минских соглашений. Это очень важный тест, поскольку до Путина довели, что для движения вперед нужно выполнить эти два пункта однозначно и безусловно. А все рассказы о "воюющих крестьянах и шахтерах" можно оставить для внутренней или внешней пропаганды.

Пока ситуация выглядит так, что дальше не о чем говорить, пока не прекратятся обстрелы и не произойдет обмен пленными. Пока все это не делалось, потому что не было команды со стороны Путина. Если такой момент наступит, что он даст такое распоряжение, то дело сдвинется. Он же понимает и признает только силу. Вылилась ли сила американцев в конкретные дела, будет понятно в ближайшее время.

- Получается, что есть вероятность того, что Россия может пойти на перемирие на Донбассе?

- Могут, потому что им говорят: "Все ваши разговоры пустые и являются пропагандой, а мы пришли по конкретным вопросам". Команда президента США Дональда Трампа по безопасности очень сильная и профессиональная - министр обороны США Джеймс Мэттис, спецпредставитель США по Украине Курт Волкер. Они дают Трампу объективную картину.

- Это позволит оживить минский процесс?

- Минский процесс - это инструмент решения вопросов на тактическом уровне. Если на стратегическом уровне - США и Россией - будет принято решение по украинскому вопросу, как бы ни было больно для Украины, то оно будет выполняться на среднем уровне - в Минске.

В минувших нормандских переговорах россияне подтвердили, что будут обеспечивать тишину и обмен пленными. Все стороны сейчас заинтересованы в том, чтобы ускорить процесс урегулирования. Эта ситуация сейчас невыгодна даже Путину.

Особенность нынешней ситуации - в том, что пункты переговоров остаются те же, но внешние обстоятельства сильно изменились.

- Как в этой ситуации будет маневрировать Путин, что будет предлагать?

- Он предлагает учения "Запад-2017". Он создаст эту угрозу в Беларуси. У нас появятся еще проблемы с севера. Сомнительно, что он введет эту группировку в действие. Путину сейчас не нужна большая кровь в ситуации с Украиной.

Если до середины сентября ситуация не усугубится, то он не применит эту силу. Будет прошлогодний вариант - попугал, посмотрел, пострелял, потренировались. Важно то, что таким образом Путин проверяет всю государственную машину на готовность не к локальной или региональной, а к полномасштабной войне. Он проведет тренировку и оставит за собой решение о начале войны - это серьезный стратегический показатель. Но уже видно, что - в первую очередь, из-за позиции и силы Украины - легко ему это не удастся и вряд ли будут достигнуты конечные цели.

Путин все готовит к масштабному конфликту, не только вооруженные силы, но и все государство. Но, на мой взгляд, силовой сценарий малоэффективен для него по сравнению с другими способами влияния. На каком-то первичном этапе они могут что-то позахватывать, но сомнительно, что это даст какой-то конечный результат.

Но если вдруг ситуация к середине сентября изменится, то у Путина будет инструмент для начала полномасштабной войны на уровне Украины. Но эта ситуация для него неблагоприятна. Но это наша оценка, а у него есть свое видение.

- Президент Украины Петр Порошенко заявил, что снова предложит на сессии Генассамблеи ООН в сентябре ввести миротворцев на Донбасс. По его словам, эта идея продвигается сложно. Россия всячески блокирует появление на Донбассе миротворческой миссии ООН или вооруженной миссии ООН. Какова, по-вашему, вероятность появления такой миссии, сколько времени понадобится, чтобы она стала работать, и как она повлияет на ситуацию.

- Это важно и нужно для нас. Если в ООН будет принято решение, то это реалистично. Главное, чтобы не было запрета со стороны России. Американцы должны додавить Путина, чтобы он согласился на это.

Такие миссии помогали разрешить похожие ситуации. Приведу пример Хорватии - там три года миссия простояла, обеспечила процессы. После ухода миротворцев хорваты решили все военным путем за четыре дня, что нам тоже не стоит исключать. Мы должны подготовить нашу армию для определенных функций.

- Благодаря присутствию этой миротворческой миссии на Донбассе?

- Да. Благодаря такой миссии им будет сложно говорить "ихмтамент" и держать свои регулярные войска. Придется выводить технику и вооружение. Поэтому Путин на это идти не хочет. Если американцы додавят его на стратегическом уровне, то будут подвижки.

Пока говорить о вероятности уступок со стороны Путина рано. Пока нужно подождать как будут выполняться первые два пункта - перемирие и обмен пленными. Если это произойдет, то это значит, что он дрогнул. Другое дело, что процесс может перейти в освобождение, или Путин попытается перевести ситуацию в новый конфликт. Он дрогнет рано или поздно.

Читайте также