Дипломатический конфликт между Венгрией и Украиной вокруг вопроса о языках обучения продолжает набирать обороты. 16 октября министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что будет инициировать рассмотрение украинского закона "Об образовании" на следующем заседании Совета ассоциации Украина-ЕС, которое состоится в декабре 2017 года, для чего потребуется и согласие Киева. По мнению официального Будапешта, закон нарушает права человека и нацменьшинств, а также Соглашение об ассоциации. О том, какими последствиями это угрожает Украине, "Апострофу" рассказал научный сотрудник Института всемирной истории НАН Украины Сергей Толстов.
Венгрия поставила вопрос об украинском законе об образовании так, что он уже стал проблемой для Европейского союза. [Высокий представитель Евросоюза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности] Федерика Могерини уже подтвердила, что она будет добиваться обсуждения закона с точки зрения его влияния на права меньшинств. Хотя Венгрия не поднимала на последнем заседании Совета ЕС вопрос об отмене Соглашения об ассоциации с Украиной, закон уже стал предметом обсуждения европейских институций. Этого Будапешт уже добился.
Визит главы МИД Украины Павла Климкина в Венгрию не принес результатов, потому что стороны просто повторили свои позиции и констатировали отсутствие конструктивного диалога по этому вопросу.
Венгры рассматривают зарубежную венгерскую общину как часть своего этноса и своей политической системы. Поскольку в ЕС не запрещено наличие двойного гражданства, то, по сути, они паспортизовали эту общину — она принимает участие и в венгерских выборах, на нее распространяется влияние венгерских политических партий. По сути система образования в венгроязычных районах в Украине работает на подготовку абитуриентов для венгерских вузов и рабочей силы для венгерской экономики. Поскольку новый закон об образовании создает угрозу такому положению, естественно, они ничего не хотят менять, пытаясь сохранить это положение.
Венгрия и дальше будет отстаивать свою позицию. Что она может сделать? Может многое. Во-первых, они действительно могут блокировать украинские вопросы в европейских институциях. Во-вторых, уже есть прецедент односторонней трактовки Соглашения об ассоциации со стороны ЕС в виде решения Совета министров от 15 декабря прошлого года. Я так понимаю, что Венгрия, учитывая этот прецедент, может попытаться добиться отдельного решения Совета ЕС по закону об образовании, которое поставит Украине условие несокращения прав меньшинств, действовавших до принятия этого закона. Это, очевидно, Будапешт и хочет сделать.
Сложно сказать, какое влияние они смогут оказать на заседание Совета об ассоциации Украина-ЕС, поскольку Совет имеет регламентную составляющую. Венгрия не является страной-председателем ЕС, поэтому ей придется добиваться допуска своего представителя на это заседание и внесения вопроса о пересмотре Соглашения об ассоциации в повестку дня. Даже если это удастся, решение о пересмотре должно быть поддержано всеми странами ЕС, а они его не поддержат. Это будет противоречить интересам Европейского союза.
Но украинская сторона в конце концов будет вынуждена декларировать возможность учета требований Венгрии с помощью подзаконных актов — с тем, чтобы немного расширить преподавание украинского, но оставить большинство предметов на венгерском языке. Это вполне прогнозируемый вариант на сегодняшний день. Долго сопротивляться давлению Венгрии, если она будет бескомпромиссной, Киев вряд ли сможет. Особенно если Венгрия выполнит свою угрозу блокирования любых инициатив, включая предоставление Украине финансовой помощи.