Официальная Варшава сделала очередное заявление об украинских "беженцах". По словам премьер-министра Матеуша Моравецкого, Польша приняла уже 1,5 млн украинцев, и по меньшей мере несколько десятков тысяч из них – это люди из зоны военных действий. По официальным же данным, которые ранее обнародовало посольство Украины в Польше, Варшава за 10 месяцев 2017 года предоставила статус беженца всего 56 украинцам. Также господин Моравецкий заявил о значительной помощи от Польши Украине "на местах". Причины такой риторики польских политиков "Апострофу" пояснил дипломат, руководитель фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко, который также проанализировал необходимость каких-либо ответных шагов Киева.
Заявления о принятых Польшей украинских "беженцах" официальная Варшава делает, прежде всего, для своих граждан. Это, опять-таки, разыгрывание этнической националистической карты на внутриполитическом поле Польши. Это попытка найти аргументы, почему Польша отвергает предложения Германии и других стран Западной Европы об общей миграционной политике. На внутреннем поле это, кроме того, разыгрывание карты, что Польша спасает Украину и украинцев или очень страдает от этого нашествия. Это продолжение старой линии польской власти.
Думаю, сегодня голос Украины настолько слаб, что все украинские контраргументы по этому вопросу вряд ли кто-то слушает. А Польша просто продолжает свою традиционную линию, потому что миграционный кризис в Европе не преодолен, проблема актуальна, и у них есть в дальнейшем потребность отбиваться от предложений стран Западной Европы.
Прежде всего, Киев должен создавать такие условия, чтобы граждане не покидали страну, и им было выгоднее работать, жить, учиться в Украине, чем в Польше. А кроме того, все комментарии с украинской стороны были сделаны правильно и профессионально – что совершенно нет оснований под этими заявлениями Польши о большом количестве "беженцев". Вряд ли Украина может в этой ситуации еще что-то сделать.
Мигранты – одно из направлений конфронтации в отношениях Польши с Брюсселем и странами Западной Европы. Но я очень сомневаюсь – хотя и не готов дискутировать, - что Брюссель рассматривает санкции как способ наказания Польши за позицию в миграционном вопросе. Претензии, которые теоретически могут привести к санкциям, связанные все-таки с внутренними изменениями в Польше, которые фактически ставят под сомнение развитие демократии, независимости судебной ветви власти и свободу слова.