RU  UA  EN

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мнение

Переговоры между Украиной и Россией могут получить новую жизнь: кто в этом поможет

Василий Филипчук о новом представителе Украины на Минских переговорах

Василий Филипчук о новом представителе Украины на Минских переговорах Фото: EPA/UPG

Во вторник, 16 февраля, на переговорах Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе Украину представляет кадровый дипломат и советник президента Руслан Демченко. Будет ли он постоянным представителем Украины вместо Леонида Кучмы, станет известно в ближайшие дни. Впрочем, во власти склоняются к назначению Демченко. Хотя в части дипломатических кругов его кандидатура вызывает определенную критику за его работу во времена президентства Януковича. Другие же дипломаты признают, что представитель Украины может усилить позиции нашей страны во время переговоров в Минске.

Свое мнение о кандидатуре Руслана Демченко "Апострофу" высказал дипломат Василий Филипчук. Он также рассказал, каким образом вернуть Минские переговоры в правильное русло.

Пребывание Кучмы на этом посту было исключительно экстраординарным. Обычно в подобных переговорных группах находятся люди, которые занимают соответствующие административные или политические должности. Ведь все остальные государственные игроки, которые есть в Трехсторонней контактной группе, имеют соответствующие должности.

Кучма был человеком без должности. Да, у него есть определенные регалии, но на сегодня он является только экс-президентом. Однако такой должности нет ни в одном штатном расписании.

Очевидно, что назначение Кучмы делалось сознательно, чтобы в случае каких-то проблем сказать, что Украина как государство по большому счету там не присутствует. Кучма имел определенный политический мандат доверия президента, но никаких формальных обязательств у него не было, никакой формальной директивы он не должен был получить, поскольку он не является государственным служащим.

Поэтому приведение к нормальной процедуре переговорного процесса в рамках "Минска-2" в принципе является плюсом. И вероятное назначение на эту должность госслужащего Руслана Демченко - это большой плюс.

И формально можно будет иметь определенный контроль за действиями человека, который полностью подчиняется законам о государственной и дипломатической службе, а также получает соответствующие директивы и технические задания на поездки. То есть это нормализует ситуацию.

Если говорить о личности, то Руслан Демченко всегда был в Трехсторонней контактной группе. С момента избрания Порошенко на пост президента Демченко был его постоянным советником именно в переговорном процессе по мирному урегулированию. До этого Демченко возглавлял российское направление в МИД. То есть он очень хорошо разбирается в российском направлении. Например, положительные элементы "Минска-1" были достигнуты благодаря тому, что именно Руслан это все лично выписывал. А нюансы с "Минском-2" были в том, что его в определенной степени отодвинули от переговорного процесса.

Зная Демченко лично, как квалифицированного и очень опытного человека, я более чем уверен, что в его руках управление Минским процессом будет достаточно четким, контролируемым и не будет допускать каких-то профессиональных недоработок, которые затем могут очень дорого стоить. Например, отдельные элементы договоренностей в рамках "Минска-2".

Альфа и Омега

"Минск-2" нормализовал ситуацию на Донбассе и направил в мирное русло. То, что он не выполняется и не является достаточно эффективным - это лишь следствие недоработок в процессе подготовки Минских договоренностей. Не была четко выписана ответственность сторон, не была дана правильная характеристика сторонам конфликта, не была выписана дорожная карта, как должен выполняться "Минск-2", не была четко определена последовательность выполнения его пунктов.

Вместе с тем, в документе смешаны статьи из совершенно разных плоскостей. С одной стороны, там есть статьи, касающиеся прекращения огня и разведения сторон, а с другой стороны, там есть статьи, касающиеся внутриполитического устройства Украины. Но в одном документе не могут быть смешаны и выставлены во взаимозависимость положения из совершенно разных плоскостей, которые между собой не пересекаются, поскольку нельзя в одном документе ставить прекращения огня в зависимость от политических реформ в Украине. Это разные не связанные между собой вещи.

"Минск" сейчас является альфой и омегой переговорного процесса, поскольку он через пять дней после принятия был согласован Советом безопасности ООН и любое его невыполнение является нарушением резолюции Совбеза ООН, которая является самым высоким международно-правовым документом. Но есть тот факт, что "Минск-2" не выполняется, а стороны продолжают перекладывать ответственность друг на друга. И суть переговорного процесса сейчас заключается в следующем: не отвергая "Минск-2", нужно его дополнить дополнительными элементами, которые помогут его эффективно внедрить.

Читайте также

Прикрыть небо и не только: о чем будут говорить на совете Украина-НАТО

Украина имеет шанс получить помощь в виде ПВО от союзников

План Джонсона по Украине: помощь или позор

Идея Майка Джонсона не была воспринята ни Киевом, ни Белым домом

Ситуация критическая: кто спасет Украину системами Patriot

В идеале Украине нужно 25 комплексов Patriot, но на первое время хватит и 7