RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Сытник и Холодницкий навредили демократам США и Байдену, и это не просто так - активист о взятке на $6 млн

Дмитрий Карп о нашумевшем деле о взятке на 6 миллионов долларов

Дмитрий Карп о нашумевшем деле о взятке на 6 миллионов долларов Назар Холодницкий (слева) и Артем Сытник Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Заявление директора НАБУ Артема Сытника и главы САП Назара Холодницкого о попытке дать им взятку в размере $6 млн наличными было согласовано с политиками в США, иначе бы эта история никогда бы даже не "всплыла". Сама взятка могла быть провокацией как со стороны украинских олигархов, например Игоря Коломойского, так и со стороны Офиса президента, у которого есть конфликт с главой НАБУ. В любом случае, данная история больно ударит по кандидату в президенты США Джо Байдену. Об этом в интервью "Апострофу" рассказал общественно-политический деятель ДМИТРИЙ КАРП.

- Каково ваше представление о случившемся?

- О компании Burisma и том, что происходит сегодня вокруг нее, вокруг Хантера Байдена - знает уже весь мир. Ситуация давно выходит за рамки обычного уголовного дела о коррупции. Оно стало субъектом геополитических разборок между странами и в первую очередь – между демократами и республиканцами. Наши политики не обходят ее и участвуют всеми возможными методами по разные стороны баррикад, выбивая себе какие-то преференции, блага, в том числе и в сокрытии своих доходов, находящихся в американских банках.

То, что произошло 13 июня – это, конечно, уникальная ситуация и большая, огромная взятка. Первое, что мне не совсем понятно в этой истории – это то, что весьма серьезный и известный функционер Александр Ильяшенко действует через внештатного агента Антикоррупционного бюро Евгения Шевченко, который был неоднократно засвечен в агентских операциях НАБУ и давал интервью. То есть где-то Шевченко засветился как спецагент, а где-то его знают как посредника на взятках, потому к нему не боятся обращаться подобные люди – другого объяснения этому у меня нет.

Второй момент – среди фигурантов дела значится одна интересная особа, бывшая начальница организационно-распорядительного департамента ДФС Украины по Киеву Елена Мазурова. Она одно время работала на Игоря Кононенко. Но мне эта дама стала известна, когда мы вели расследование по сепаратистскому Северодонецкому съезду Партии Регионов - она была среди его организаторов. То есть это не простой человек, который работает вокруг разных олигархов и управляет определенными политическими или экономическими проектами.

- Почему людям, которые организовывали сепаратистские форумы, вдруг понадобилось вмешиваться в дела, завязанные вокруг избирательной кампании в США?

- Елена – человек, который работает на разных людей и выполняет задания, которые приносят ей деньги. Это проект-менеджер, ей плевать вообще на все. Какое задание дадут, такое она и выполняет. Я не думаю, что она руководствовалась личными политическими взглядами. Она исполнитель, работающая на топ-олигархов в Украине.

- Как вы думаете, кому из олигархов или других игроков могло понадобиться влиять на выборы в США?

- На самом деле, желающих очень много. До сих пор не понятно, какой выбор сделал наш Офис президента – это очень много значит для нашей страны. Вообще, в Украине множество политиков и организаций, поставленных и выращенных демократами, работающих в Украине годами, в том числе и среди СМИ. Среди них есть и хорошие люди, но некоторые мне неприятны. Сегодня все пытаются отследить, как будут развиваться выборы в Америке для того, чтобы вскочить в нужный паровоз на ходу. Это то, чем занимается сегодня наша власть.

Вмешиваться в выборы пытаются все, в том числе и Игорь Коломойский, который связан с сегодняшней властью. Таким образом он занимается политическим шантажом для того, чтобы закрыть уголовные дела против него в США и добиться снятия санкций. Вмешиваться пытается и бывший генеральный прокурор Юрий Луценко, который предоставил материалы. У представителей некоторых групп есть корпоративные конфликты со Злочевским по распределению добычи газа.

Но поведение Холодницкого и Сытника мне в данном случае интереснее всего. Ни для кого не секрет, что сегодняшний ОПУ всячески пытается избавиться от Сытника и Холодницкого. Ни для кого не секрет, что говорить о работе НАБУ в позитивном ключе весьма сложно. Точно также, ни для кого не секрет, что и один, и второй пытаются сохранить себя на своих должностях. А это зависит от США – как от республиканцев, так и от демократов.

После произошедшего у Зеленского намного меньше шансов убрать Сытника и Холодницкого, по крайней мере в ближайшие несколько месяцев.

- Дело, по которому им давали взятки, не связано з Байденом. Оно относится к 2013 году, а Хантер пришел в компанию в 2014-м.

- В такой серьезной игре с резонансом на весь мир не имеет значения, связаны ли уголовные дела во временном промежутке. В любом случае, оно отражается на сегодняшних событиях, происходящих вокруг Злочевского, Burisma, Хантера Байдена и его отца.

Потому что, например, для меня большой вопрос – если Burisma уже имела достаточно резонансные уголовные дела, то как сын вице-президента Соединенных Штатов мог пойти работать в ее наблюдательный совет. То есть все взаимосвязано. Речь не идет о том, что есть уголовные дела на Хантера Байдена – таковых вообще нет. Но идет расследование в американском Сенате о том, почему Байден-младший стал работать на компанию, по которой идет ряд расследований - как в Украине, так и за границей.

- Вы упоминали Офис президента. Могла ли команда "дать взятку" прийти оттуда или от людей, связанных с ОПУ?

- Гипотетически, может быть все, что хочешь. Но я не думаю, что это так. Офис президента точно не мог повлиять на закрытие уголовного дела, но существует явно выраженный конфликт между ОПУ и главой НАБУ. Если это была провокация взятки, чтобы Сытник и Холодницкий ее взяли, - то возможно, но маловероятно. Потому что сейчас в Украине все государственные службы – как решето. Поэтому сохранить подобную информацию и провести такую операцию без того, чтобы кто-то об этом узнал, было бы невозможно.

- Все-таки, огромная сумма денег в мешках и "наличкой". Не слишком ли это странно?

- Не в нашей стране. У меня множество раз возникал вопрос – люди, что вы делаете? Наличные – это всегда след. Возьмите взятку в криптовалюте – это практически невозможно будет отследить. Я не могу понять психологию этих людей. Но я не удивлен хождением суммы наличных даже в таких объемах.

- По вашему мнению, как эта история скажется на Джо Байдене?

- Это однозначно ударит по Байдену. Думаю, что все было сделано именно с этой целью. Самый большой вопрос, почему в этом участвовали Сытник и Холодницкий, и что поменялось в их договоренностях на Западе.

Насколько я знаю обстановку и ситуацию, и Холодницкий и Сытник были поставлены на свои должности по наитию и руками демократической партии Барака Обамы. В частности этому способствовал Джордж Кент – сегодняшний заместитель помощника Государственного секретаря по вопросам Европы и Евразии. Сытник и Холодницкий всегда работали в обозримом поле именно демократов. Я считаю, что демократам сейчас было бы выгодно как можно меньше шума вокруг Хантера Байдена, Burisma и Злочевского.

Сейчас подымается вопрос о закрытии дела вообще, и я не понимаю – или это самостоятельное решение Злочевского для того, чтобы иметь возможность вернуться в Украину, или это какая-то согласованная позиция перед выборами в США.

В любом случае, это дело снова всплыло в СМИ очень громко, уголовное дело не закрыто, взятка арестована. Сейчас же будет ходить информация, что дело вокруг Злочевского и Хантера Байдена пытались закрыть. Соответственно, могу предположить, что Холодницкий с Сытником поменяли свои политические приоритеты и договорились с сегодняшней администрацией республиканцев. В любом случае, они нанесли вред демократам и Байдену. С точки зрения закона, они поступили правильно. Но с точки зрения нынешней ситуации, они сделали это не просто так.

- Вы считаете, что они должны были не рассказывать об этой взятке?

- Я думаю, что если бы не было договоренностей с кем-то, от этой взятки просто бы отказались, сказали бы "нет" и это дело никогда бы не всплыло. Даже то, что взятку пытались предлагать.

- Каковы могут быть последствия очередного витка скандала с Burisma?

- Они могут привести к однозначному ухудшению отношений с будущим президентом США и его администрацией, какой бы она не была, или с рядом политиков уже на уровне сегодняшней власти.

Читайте также