В Офисе президента Украины планируют назначить бывшего министра финансов Оксану Маркаров новым послом Украины в США. Эта новость вызвала бурную реакцию в дипломатических кругах. Что может означать вероятное назначение Маркаровой и почему оно является большой ошибкой украинской дипломатии - в эфире программы Апостроф Live на телеканале Апостроф TV рассказал бывший министр иностранных дел Украины в 2003-2005, 2010-2012 годах КОНСТАНТИН ГРИЩЕНКО.
- Слышали ли вы уже о том, что госпожа Маркарова вероятно станет послом Украины в Соединенных Штатах? Будет ли она надлежащим образом управлять всем спектром украинского-американских отношений, или здесь вопрос совсем в другом?
- Как я мог не слышать, когда все, кто об этом услышал, пытались со мной этим поделиться. Я думаю, что это серьезная и большая ошибка - предлагать президенту такую кандидатуру.
Дело в том, что по моему опыту посла в Вашингтоне в непростой период, могу сказать одно: решение, в том числе о предоставлении финансовой помощи Украине принимаются далеко не в Международном валютном фонде как таковом. Даже не в Министерстве финансов США, которое имеет чрезвычайно большое влияние непосредственно на МВФ, поскольку США являются крупнейшим донором этой организации. Оно институционально имеет большие возможности влиять на такие решения. В основном, это вопросы, которые решаются в Госдепе, в Совете нацбезопасности США при участии различных структур - ЦРУ и других организаций, которые имеют сугубо политический мандат. С ними надо разговаривать на присущем им языке. Бухгалтер не может быть послом в Вашингтоне. Вернее, назначить послом можно любого, но...
- Почему сейчас происходит замена посла? Маркарова была министром финансов. Вдруг представители прошлой власти, на которую так жалуется нынешняя, пригодились, и их назначают даже послами. Почему так происходит?
- Для меня это загадка. Логического объяснения с точки зрения рационального подхода к решению таких вопросов у меня нет. Это уже за пределами того, чем должны руководствоваться соответствующие структуры, которые работают на президента, у президента, вокруг президента. Потому что в данном случае те, кто это предлагает, просто подставляют руководителя нашего государства и подставляют государство Украина.
В этот сложный период надо иметь опыт, понимание и умение аргументировать это не по логике знаний, каким образом продавать облигации на международном уровне или решать балансы в нашем бюджете, а с точки зрения стратегических интересов тех же США в контексте проблем, с которыми сталкивается сегодня Украина. Это непростая задача, но она вполне по силам профессиональному дипломату, политику. Тому, кто живет этими вопросами уже длительное время. И должность посла в Вашингтоне - не место для новичка, даже если у него есть огромный опыт в сфере финансов.
Но это продолжение подхода нынешней власти к решению других кадровых вопросов. Кого предлагают на должности тех же мэров, в другие структуры? Создается впечатление, что мы хорошего человека назначим, а он уже каким-то образом справится. Это не подходит.
- Мы помним, что президент говорил о кадровом голоде. Возможно, в МИД тоже кадровый голод?
- Если кадровый голод, то зачем менять человека, который практически год там побывал? Есть достаточно других кандидатур. Есть люди, которые имеют опыт и, возможно, сейчас не в МИД, но имеют дипломатический опыт.
Просто в данном случае рационального объяснения такому назначению нет. То, что кто-то утверждает, что там хорошие отношения с кем-то в Госдепе... На каком уровне? С какой командой? Сейчас придет новая команда, которая будет менять тех, кто так или иначе занимается Украиной. Это в основном, как утверждают американские обозреватели, эксперты с точки зрения политики США, будут люди, которые имеют опыт в предыдущих администрациях.
- А может кто-то из украинского политикума тоже сейчас менять свою команду и ставить своих людей на места? О госпоже Маркаровой мы услышали впервые с Офиса президента. Почему Ермак ставит Маркарову послом?
- Самое лояльное объяснение - они просто не понимают роль посла в отношениях с МВФ. Они не понимают его гораздо более важные функции. Поэтому им кажется, что сейчас они назначат того, кто когда-то общался с МВФ, и он решит проблему получения очередного транша и вообще будет помогать нормализации отношений с фондом. Этого не будет потому, что проблема не в Вашингтоне, не в объяснении происходящего здесь.
Проблема в том, что происходит здесь, что невозможно объяснить фонду и тому же Вашингтону. Восприятие нынешней украинской власти практически такое же, как во времена Порошенко, который просто откровенно вводил в заблуждение партнеров. Он обещал им все. А потом ничего из того, что обещал, практически не делал. Некоторое время у него получалось на этой волне обещаний получать помощь и формально декларативную политическую поддержку. Сейчас негативное отношение к такому способу политики, политическому общению с США переносится на команду Зеленского. Точно так же из того, что я слышу из разных источников из Вашингтона, там не доверяют тем заверениям, тем шагам, которые предпринимаются якобы для решения конституционного кризиса, выполнения наших финансовых обязательств.
Таким образом мы подрываем вообще доверие к нашим институтам и к Украине как государству. Трамп говорил публично, что Украина - очень коррумпированное государство. Оно не более коррумпированное, чем другие, но если мы попадаем в эту категорию, будет чрезвычайно сложно с этим бороться. Для того, чтобы одновременно объяснять сложности и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, и влиять на наши властные структуры из посольства в Вашингтоне, надо иметь личность, которая будет иметь и политический и профессиональный вес для того, чтобы решать этот вопрос.