В Гааге продолжается суд над обвиняемыми в гибели рейса MH17 в небе над оккупированным Донбассом. Голландская Фемида выдвинула обвинение трем россиянам - бывшему "министру обороны "ДНР", диверсанту Игорю Гиркину, генерал-майору Сергею Дубинскому, полковнику Олегу Пулатову, - а также гражданину Украины Леониду Харченко. В обвинительном заключении говорится, что указанные лица, получив в распоряжение российский ракетный комплекс "Бук" и руководствуясь преступным умыслом, убили пассажиров и экипаж малайзийского Боинга. В материалах прокуратуры Нидерландов отдельно отмечается, что обвиняемые не могли получить доступ к такому вооружению без участия российского руководства. Почему рано или поздно международные следователи выйдут на кремлевскую верхушку, читайте в материале "Апострофа".
Максимальное наказание
Прокуратура Нидерландов в минувшую среду, 22 декабря, на заседании суда в Гааге по делу о крушении рейса МН17 завершила чтение обвинительного заключения. Исходя из материалов следствия и данных, озвученных на самом процессе, государственный обвинитель Тийс Бергер потребовал для виновных максимального наказания, вплоть до пожизненного заключения.
Как настаивает Тийс Бергер, преступление, в котором подозревают Игоря Гиркина и его подручных, считается одним из самых серьезных в уголовном праве Нидерландов.
"Мы требуем для обвиняемых Гиркина, Дубинского, Пулатова, Харченко за их совместные действия, приведшие к крушению самолета и гибели 298 человек, пожизненного наказания", - сказано в обвинительном заключении.
Зачитывание обвинительного заключения длилось два дня, начиная с 20 декабря. Как настаивают в голландской прокуратуре, Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и Леонид Харченко виновны в организации доставки из России зенитно-ракетного комплекса "Бук" и координации действий по его использованию.
В результате преступной деятельности указанных лиц, 17 июля 2014 года вблизи населенного пункта Снежное из ЗРК "Бук" была выпущена ракета, сбившая пассажирский Boeing-777 малайзийских авиалиний, следовавший рейсом из Амстердама в Куала-Лумпур. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли. Большая часть жертв - граждане Нидерландов. На момент совершения преступление Снежное контролировалось российскими боевиками.
"Обвинительное заключение, подготовленное прокуратурой Нидерландов - юридический удар по российскому нарративу о якобы "гражданской войне" в Украине. Российское государство предоставило российским агентам российское оружие, с помощью которого было совершено ужасное преступление на территории Украины. Также прозрачность и высокие стандарты доказательств, которые используются в нидерландском уголовном процессе, несомненно возлагают юридическую ответственность за сбитие рейса МН-17 именно на Россию. Это доказанный, запечатленный в граните факт", - заявила в комментарии "Апострофу" первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джеппар.
Финал кремлевских фейков
Прокуратура, требует максимального наказания для подозреваемых, исходит из того, что Гиркин и его подельники изначально не намеревались уничтожить именно гражданский самолет, но это никак не влияет на суть дела. Обвиняемые намеревались уничтожить самолет и сделали это, в чем и состоял их преступный умысел.
С юридической точки зрения, прокуратура считает, что подозреваемые действовали как гражданские лица (читай, террористы), и не имели права применять боевую технику, с помощью которой сбили пассажирский самолет. Также нет оснований полагать, что Гиркин, Дубинский, Пулатов и Харченко хоть как-то пытались избежать жертв среди гражданского населения. С учетом вышеизложенного, обвинение настаивает, что в деле нет никаких обстоятельств, смягчающих вину подозреваемых.
Обвинительное заключение поставило жирную точку на многочисленных попытках Кремля замять дело, переложить ответственность на Украину, которая якобы "не закрыла" небо над Донбассом, а также "утопить" историю в многочисленных фейках. В том числе, что ракета якобы была выпущена украинскими военными.
Сами обвиняемые отрицают свою причастность к преступлению. На суде выступает лишь группа адвокатов, представляющих интересы Олега Пулатова. За все время слушаний защиту Пулатова неоднократно обвиняли в попытках затянуть процесс или увести его в сторону, посредством многократного заслушивания свидетелей, ранее уже отвечавших на вопросы суда и участников процесса.
Российское руководство публично отрицает свою причастность к гибели малайзийского Боинга. Кремль заблокировал международный судебный процесс в рамках ООН, но в случае с судом в Гааге российским властям пришлось (пусть и в завуалированной форме) участвовать в процессе.
"У одного обвиняемого есть адвокаты, у других - нет. Не исключаю, что такая тактика специально была выбрана российским властями. Ранее россияне демонстративно игнорировали отдельные международные разбирательства, что впоследствии вылазило Кремлю боком. На этот раз они согласились участвовать в процессе, дабы иметь доступ к материалам и хоть как-то влиять на прохождение слушаний. В Кремле понимают, что просто молчать по этому делу - крайне невыгодно", - пояснил в разговоре с "Апострофом" юрист-международник Борис Бабин.
Учитывая, что процесс по всем фигурантам проходит заочно, обвинение потребовало от судей выдачи международных ордеров на арест обвиняемых. Как отметили голландский прокуроры, обвиняемым не стоит рассчитывать на том, что они вечно будут укрываться от наказания. Политические обстоятельства могут измениться в любой момент, и власти Нидерландов готовы сделать все возможное для исполнения наказания.
Что с Путиным и Шойгу?
Голландские прокуроры в своих выводах сделали важную оговорку, что указанные четыре обвиняемых - далеко не единственные, кто причастен к гибели малазийского Боинга. В выводах обвинения содержится ссылка на высшее руководство РФ и армейское командование, без ведома которого ЗРК "Бук" вместе с экипажем не мог покинуть воинскую часть на территории РФ и незаконно пересечь границу с Украиной.
"Люди в России, давшие разрешение на доставку вооружений и экипажа ЗРК "Бук", руководство РФ, - они также несут ответственность (за убийство пассажиров и экипажа рейса МН17 - "Апостроф")", - сказано в обвинительном заключении
Учитывая уровень сложности операции, приказ по отправке "Бука" был отдан на уровне министра обороны РФ. Сомнительно, что Сергей Шойгу мог совершить такой "кульбит", не поставив в известность руководство администрации Владимира Путина. Достаточно вспомнить, что в ночь гибели рейса МН17 российский президент записал нервное обращение, в котором снимал с себя всякую ответственность за преступление.
Судя по оперативности, с какой была сделана запись, в Кремле словно заранее "знали", что в небе над Донбассом должно произойти ЧП международного масштаба. По одной из версий, террористы должны были сбить российский пассажирский самолет, маршрут которого пролегал вблизи рейса МН17. Гибель российских граждан должна была стать поводом для открытого введения в Украину российских войск, но боевики "промахнулись", тем самым крупно подставив кремлевское начальство.
Повторимся, это - всего лишь версия. Вместе с тем, оговорка прокуратура Нидерландов показывает, что голландские следователи не исключают, что в будущем могут появится новые факты, проливающие свет на случившееся.
Оглашение приговора по Гиркину и его подручным запланировано на вторую половину 2022 года, но, как настаивают эксперты, это - далеко не финал следствия.
"Даже после оглашения приговора Международная следственная группа по делу об уничтожении МН17, в которую входят несколько государств, продолжит свою работу. Расчет на то, что могут появится новые факты или кто-то согласится дать показания уже по организаторам этого преступления, отдававшим приказы на отправку "Бука" на территорию нашей страны", - пояснил в беседе с "Апострофом" глава Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.
В отечественном МИД также полагают, что точку в этом деле ставить преждевременно.
"Позиция стороны обвинения (прокуратуры Нидерландов - "Апостроф") в очередной раз доказывает необратимость наказания за все преступления, совершенные Россией на нашей территории. Каждый преступник будет найден и понесет заслуженное наказание. Жернова международного права вращаются медленно, но необратимо. Мы со всем усердием продолжим эту работу в тесном сотрудничестве с нашими международными партнерами", - заверила Эмине Джеппар.