Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Киев касался не только подписания соглашения о Зоне свободной торговли и строительства завода по производству беспилотников Bayraktar. Основной темой стала угроза массированной российской эскалации, в которой в равной степени не заинтересованы Киев и Анкара. Реджепу Эрдогану также было важно услышать от президента Владимира Зеленского ответ на его предложения стать посредником в переговорах между Украиной и РФ. В чем именно тут заключается интерес турецкой стороны, читайте в материале "Апострофа".
Готовность разговору
Формально визит турецкого лидера был связан с торжественной датой – двадцатилетием установления дипломатических отношений между Киевом и Анкарой. Не умаляя важности подписанных в ходе визита межгосударственных соглашений, основной тема для разговора президента Владимира Зеленского с турецким коллегой была угроза открытого вторжения войск РФ в Украину.
Господину Эрдогану было важно получить от Владимир Зеленского личный ответ на его предложение стать посредником между Киевом и Кремлем по урегулированию ситуации на Донбассе.
После встречи с Киеве, Реджеп Эрдоган заявил журналистам, что президент Зеленский согласился на встречу с Владимиром Путиным в Турции.
"По случаю нашего визита мы еще раз подчеркнули нашу поддержку суверенитета, политического единства и территориальной целостности Украины. К сожалению, нарастает напряженность в отношениях между Украиной и Россией. Мы специально сообщили господину Зеленскому, что готовы внести необходимый вклад в деэскалацию", - заявил господин Эрдоган.
По его словам, Владимир Зеленский согласился на встречу.
"По нашему приглашению, чтобы Путин посетил Турцию по возвращении из Китая, был получен положительный ответ. Сейчас мы уточняем дату. После этого, мы хотим провести встречу Путина и Зеленского. Мы договорились с Зеленским по этому поводу", - добавил турецкий президент.
Далее Реджеп Эрдоган упрекнул западных партнеров в "усугублении" российско-украинского кризиса.
"К сожалению, Запад до сих пор не внес никакого вклада в решение этого вопроса. Могу сказать, что они только усугубляют ситуацию", - сказал Реджеп Эрдоган, добавив, что президент США Джо Байден "пока не смог продемонстрировать положительный подход".
"Турцию беспокоит безопасность в Черноморском регионе. Анкара не заинтересована в том, чтобы тут была военно-политическая напряженность и тем более боевые действия. Турция поддерживает целостность Украины, ей небезразлична судьба крымских татар. Мы видим, что Анкара делает все, чтобы урегулировать ситуацию. С другой стороны, мы видим определенные линии соприкосновения Турции и РФ в Сирии, Ливии и на Южном Кавказе", - пояснил "Апострофу" руководитель Крымскотатарского ресурсного центра, член Меджлиса крымских татар Эскендер Бариев.
Турецкий интерес
Невзирая на сложности в двусторонних отношениях, Анкара и Кремль активно взаимодействуют по ряду направлений. Турция, будучи в НАТО, покупает российские системы ПВО. Страна на Босфоре заинтересована в российских туристах и рынках сбыта своей аграрной продукции – пресловутые "турецкие помидоры", которые российские руководство каждый раз грозится запретить.
Наиболее явно экономическое взаимодействие Турции и РФ проявляется на энергетическом рынке.
"Реджеп Эрдоган не заинтересован в росте напряженности между Украиной и РФ, в том числе, по экономическим соображениям. В конце прошлого года Анкара и Москва договорились о поставках российского газа в Турцию в объеме 25-30 млрд "кубов" в год где-то за 270 долларов за тысячу кубометров. Общее годовое потребление газа в Турции около 50 млрд "кубов". Соответственно, поставки из РФ составляют более половины от всех объемов", - отметил в разговоре с "Апострофом" эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
В случае массированный эскалации, Анкаре пришлось быть занять консолидированную позицию с Западом. Реджеп Эрдоган публично признавал, что в случае открытой российско-украинской войны Турция продолжит выполнять свои обязательства в рамках Альянса.
Соответственно, все контакты с россиянами (политические, экономические и технические) были бы заморожены. Если Москва перекроет "газовый кран", то турецкому бизнесу и промышленности пришлось бы перейти на более дорогой сжиженный газ.
Многовекторность Анкары
Помимо того, что Анкаре крайне невыгодно углубление конфликта между Украиной и РФ, Реджепом Эрдоганом движут и дипломатические амбиции. Анкара не скрывает своего интереса в повышении собственного геополитического статуса с региональной державы на государство, участвующее в формировании мировой повестки.
Отсюда, в том числе, критические замечания в сторону администрации Джо Байдена, которая, как настаивает господин Эрдоган, не смогла стабилизировать ситуацию вокруг Украины.
"После провального госпереворота 2016 года, Турция фактически отказалась от европейской интеграции, взяв курс на политику усиления своего влияния сразу в нескольких регионах. Прозападный курс Анкары был отставлен в сторону в пользу диверсификации связей с другими государствами. Много внимания было уделено Африке, тюркским государствам в Азии. Эрдоган наладил связи с Пакистаном и пытается улучшить связи с аравийскими государствами. Такая политика многовекторности говорит о том, что Анкара пытается равноудалиться от всех центров силы", - пояснил в разговоре с "Апострофом" эксперт по внешней политике Украинского института будущего Илия Куса.
Турецкий лидер дипломатично, но все же настойчиво предлагает взять на себя миссию посредника между Киевом и Москвой в условиях, когда Минск откровенно перешел в разряд политических противников Украины и больше площадкой для переговоров быть не может.
В случае успеха, такое посредничество поможет Турции укрепить внешнеполитические позиции, как государства способного гарантировать урегулирование горячих конфликтов.
Согласится ли Кремль?
Украинские руководство согласно, чтобы заседания ТКГ по Донбассу проходили в Стамбуле. Каким будет ответ Москвы – вопрос открытый.
Невзирая на экономические интересы и взаимодействие на Ближнем Востоке, Анкара и Москва в стратегической перспективе остаются геополитическими конкурентами. Турция в критических вопросах следует линии НАТО. Анкара постоянно подчеркивает, что выступает за территориальную целостность Украины, включая с оккупированным Крымом.
Для Владимира Путина, Реджеп Эрдоган – понятный переговорщик, но крайне неудобный посредник.
Россияне тянут с ответом, но и не торопятся сказать "нет". Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что касаемо возможных турецких переговоров президентов Украины и РФ какая-либо конкретика отсутствует. По его словам, для организации встречи необходимо "понимание, что будет на выходе и что будет обсуждаться", чего на данном этапе нет.
В то же время Дмитрий Песков допустил возможность такой встречи "ради дела". "Потому что встречи на высшем уровне все-таки должны быть подготовленные, они не должны быть спонтанные, они не должны быть безрезультатными и несодержательными", — процитировали Пескова российские медиа.
Какой именно "результат" интересует Кремль, хорошо известно - "прямые переговоры" Киева с боевиками из ОРДЛО. Но и у Кремля в нынешней ситуации немного пространства для маневра. Удерживать ситуацию в точке кипения бесконечно невозможно: либо Москва выполнит свои угрозы, либо идет на деэскалацию.
"Кремлю как-то нужно выходить из этого кризиса. Реджеп Эрдоган говорит, что Владимир Путин якобы согласился на встречу (с Владимиром Зеленским - "Апостроф") в Турции. Пока Москва не выходит из переговорного процесса по Донбассу, как показала недавняя встреча в Париже, но и на компромиссы не идет. Все упирается в наличие политической воли продолжать "Минский процесс". Есть немалая доля вероятности, что Кремль в итоге согласиться на посредничество Анкары", - говорит "Апострофу" политический эксперт, глава Центра содействия реформам Георгий Чижов.
Вне зависимости от того, о чем договорятся президенты Зеленский и Путин в Турции, основным выгодоприобретателем от возможной встречи остается именно Анкара.