RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Политика

Запад тормозит: почему Украине нужно договариваться со странами поодиночке

И НАТО, и ЕС пытаются минимизировать риски, откупаясь санкциями

И НАТО, и ЕС пытаются минимизировать риски, откупаясь санкциями Фото:

В четверг, 24 марта, США совместно с Евросоюзом и странами G7 ввели санкции против депутатов Госдумы и оборонных предприятий. Под санкциями оказались более 600 физических и юридических лиц, среди которых глава "Сбербанка" Герман Греф, олигарх Геннадий Тимченко и его компании, 17 членов правления "Совкомбанка" и 48 оборонных предприятий, производящих военную технику, которая используется в ходе боевых действий в Украине. Также ограничения затронули сделки с золотом со стороны Центробанка. Параллельно с этим, прошло экстренное заседание НАТО, на котором Йенс Столтенберг в очередной раз повторил, что Альянс не отправит свои войска в Украину чтобы избежать войны с Россией. О том, достигнут ли желаемого эффекта санкции США и G7 против России, какой стратегии придерживается Запад, и как Украине не потерять евроатлантический вектор, читайте в новом материале "Апострофа".

Только санкции: у Запада нет другого инструмента

Месяц войны не сильно изменил стратегию Запада, которая строилась на минимизации рисков. Правда, получилось это за счет Украины, поскольку остановить нападение России при помощи экономических рычагов Западу так и не удалось. Как отмечает эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко, сейчас Запад делает упор на санкции против РФ и поставки вооружений для Украины. Однако этого недостаточно.

"Сейчас продолжается финансовая помощь, ее объемы стали больше, но и потребности у нас увеличились. Она не покрывает наших экономических потерь. Я вижу, что первая волна санкций была сильной, потому что надо было оправдывать довоенные угрозы. Но эффект от этой волны санкций мы сможет наблюдать только в будущем. Во-первых, Россия готовилась к санкциям, а во-вторых, эти санкции все-таки не всеобщие, их можно попробовать обходить. Например, для отдельных банков SWIFT выключили, а для остальных оставили. Экономической катастрофы в РФ пока что не произошло, и я думаю, что произойдет она не слишком скоро. Но тем не менее, другого выбора у Запада не остается", - объясняет эксперт.

В эффективности санкций сомневается и политолог Евгений Магда. По словам эксперта, месяц войны России против Украины показал неспособность остановить агрессора экономическими ограничениями.

"Для России, которая замыкается в информационном пространстве и создает мобилизационный характер общества, реакция со стороны Запада минимизирована российской государственной пропагандой. Поэтому говорить о том, что там есть какие-то реальное серьезное влияние этих санкций – я бы не рискнул. На самом деле эти санкции служат самоуспокоением стран и "Большой семерки", и НАТО, и Европейского Союза, поскольку они не дают ответа на то, как прекратить гибель украинских детей и как прекратить агрессивные действия России в Украине. Но без этих санкций Украине было бы однозначно труднее", - объяснил "Апострофу" эксперт-международник Евгений Магда.

Почему НАТО "не рыпается"?

Проблема с реакцией НАТО на войну России с Украиной состоит в том, что Альянс придерживается той же стратегии – свести свои риски к минимуму, не допустив ситуации при которой придется втягиваться в войну с Россией. Если учитывать угрозы и намеки на готовность РФ использовать ядерное оружие, то этому никому не нужно. В этой связи, отмечает Николай Капитоненко, существует риск, что даже страны-члены НАТО могут не дождаться помощи от Альянса.

"Даже в случае, если что-то случится на территории какого-то из государств-членов, то я не уверен, что НАТО вмешается так, как это предусмотрено Вашингтонским договором. То есть, сейчас настолько глубокий кризис в европейской безопасности что каждый – сам за себя. И естественно, что когда речь идет о стране, которая членом НАТО не является, и в обозримом будущем там никак не будет, то ничего другого просто ждать нет смысла. Я не понимаю завышенных ожиданий в нашем обществе на тему помощи со стороны НАТО и тем более на тему возможного членства Украины в НАТО", - объяснил Николай Капитоненко.

Что делать Украине?

В сложившейся ситуации положение перманентной "глубокой обеспокоенности" Запада вызывает вопрос, что же делать Украине? Ведь ранее в обществе существовало скрытое ожидание, что реакция того же Альянса будет более внушительной. Как отмечает Евгений Магда, проблема состоит в том, что Запад принимает решения консенсусом, и это на сегодняшний момент, сугубо операционно, является основной проблемой.

"Это плата за демократический характер в ЕС и НАТО. Украина должна снова и снова апеллировать к этим организациям в целом, но делать ставку на развитие отношений с отдельными странами, понимающими нашу проблематику – с Польшей, странами Балтии, Великобританией, частично с США, возможно с Канадой. По моему мнению, это на сегодняшний момент единственно возможный вариант. Потому что если мы будем зацикливаться на позиции Венгрии, Германии, Канады, то мы просто будем разрушать наш евроатлантический и европейский вектор и при этом не получим ничего вместо него", - подытожил эксперт.

Читайте также

Новини партнерів