RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Полет ненормальный: почему НАТО тянет с истребителями F-16

Заминка с боевыми самолетами имеет как технический, так и политический контекст

Заминка с боевыми самолетами имеет как технический, так и политический контекст Фото:

Западные партнеры, невзирая на уже принятие принципиальное решение представить Украине современные истребители, продолжают колебаться. Причин проволочек целый комплекс, начиная от технических вопросов, связанных с организацией тренировок пилотов, передачей самолетов и заканчивая "глобальными вопросами" - когда и чем завершится нынешний этап контрнаступления, в каком состоянии окажется РФ, насколько велит риск хаотизации РФ на фоне поражения Владимира Путина в Украине. До окончания контрнаступления, увы, никто давать нам авиацию не собирается, а "бунт Пригожина" только подогрел такие страхи. Получим ли мы обещанные F-16 и при каких условиях, читайте в материале "Апострофа".

Первым делом – результаты

Украина не получит современные истребители F-16, пока не завершится контрнаступление, заявил один из топовых функционеров Североатлантического альянса.

"Дискуссия об истребителях важна, но она не будет решена в краткосрочной перспективе для этого контрнаступления. Подготовка пилотов, подготовка технического персонала, обеспечение логистики, которая сможет поддерживать эти самолеты, не будут доступны до конца этого контрнаступления", - заявил глава Военного комитета НАТО Роб Бауэр.

По его словам, это "важно и понятно", что Украина просит западные истребители, но "мы не должны смешивать это с обсуждением контрнаступления сейчас".

Читайте также: Что необходимо Украине для успешного наступления: Залужный озвучил приоритеты

В Украине такие заявления вызвали неоднозначную реакцию. В частности, в свежем интервью CNN президент Владимир Зеленский достаточно не двухзначно связал заминку с началом контрнаступления с отсутствием авиации и дальнобойной артиллерии.

"Я благодарен США как лидерам за нашу поддержку, но я сказал им, а также европейским лидерам, что мы хотели бы начать наше контрнаступление раньше, и нам нужно все оружие и материальные средства для этого. Почему? Просто потому, что если мы начнем позже, это пойдет медленнее", - отметил глава украинского государства, отметив, что задержка дала время врагу подготовить рубежи и провести заминирование территорий.

"Для того чтобы начать наступление, нашим воинам нужно дальнобойное оружие… На некоторых направлениях мы даже не можем думать начинать, поскольку нет соответствующего оружия. И бросать наших людей на расстрел русским дальнобойным оружием было бы просто бесчеловечно", – подчеркнул глава государства.

Говоря о самолетах, президент подчеркнул, что США до сих пор не разрешили союзникам реэкспортировать истребители F-16 в Украину. По его словам, Украина просит авиацию даже не для превосходства в небе, а хотя бы для того, чтобы уравнять силы, поскольку без прикрытия с воздуха вести наступательные действия сложно.

Тем не менее, эксперты призывают трезво воспринимать ситуацию.

"Не стоит паниковать, так как на нынешнем этапе не предполагалось, что Запад нам предоставит F-16. Мы их получим, но уже на в рамках подготовки к следующей волне наступления. Дания сначала заявила о готовности нам передать истребители, но Вашингтон пока поставил вопрос на паузу. Возможно, из-за дополнительных требований к нашей власти. Нет, нам никто не выкручивает руки и не склоняет к "переговорам" с Путиным. Там могут быть требования другого плана, и какого именно, будет видно после саммита НАТО в Вильнюсе", - говорит "Апострофу" глава центра Прикладных политических исследования "Пента" Владимир Фесенко.

В то же время, источники "Апострофа" в дипломатических кругах увязывают тему истребителей и поведение Киева на вильнюсском саммите НАТО.

"Желание Киева апеллировать к Вашингтону по поводу необходимости ускоренного вступления Украины в НАТО раздражает Белый дом, который не хочет давать нам гарантий по статье 5 Североатлантического договора о коллективной обороне. Разменной монетой тут может стать вопрос самолетов: дескать, вы не педалируете тему вступления Украины в Альянс, а мы не ставим вам палки в колеса с авиацией", - отметил в разговоре высокопоставленный источник.

С прицелом на Крым и Донбасс

Стратегическая инициатива, как отметил на днях Главком ВСУ Валерий Залужный, уже в руках Сил обороны Украины. Оккупанты перешли в глухую оборону, пытаясь замедлить продвижение ВСУ за счет минирования территорий и создания очагов техногенных катастроф и аварий, параллельно угрожая устроить ЧП на Запорожской АЭС. Всего этого украинская армия добилась за счет мужества и героизма воинов, нашей смекалки и западной помощи.

Такой результат ВСУ показали и без истребителей. Сейчас, как настаивают наблюдатели, наступательные операции на юге и востоке страны идут согласно плану, который изначально и не предполагал наличие авиации.

"Современные истребители как раз будут нужнее нам на следующем этапе, когда мы будем освобождать горные районы Крыма и территорию Донбасса, потому что в Крымские горы лезть без поддержки с воздуха крайне рискованно. Сейчас стоит задача выйти на территорию Азовского побережья, ориентировочно между Бердянском и Мариуполем. В идеале параллельно разрушить "крымский мост", чтобы загнать российскую группировки в тактический "мешок". Судя по динамике и направлению продвижения Сил обороны Украины, мы, скорее всего, будем выходить на Азовское побережье уже к осени", - отметил в разговоре с "Апострофом" военный эксперт, полковник запаса ВСУ Роман Свитан.

Даже если к концу осени США будут тянуть с передачей истребителей, свой "ход конем" могут сделать британцы, форсировав вопрос, как например, это было с танками и дальнобойными ракетными системами. Более того, к их союзникам по Содружеству наций – австралийцам – Киев недавно обращался с просьбой проверить состояние своих списанных F/A-18 Hornet, рассчитывая на их передачу.

Правда есть одно "но". Такие инициативы не всегда приветствуются Вашингтоном. Как пишет британская пресса, Белый дом якобы не стал поддерживать министра обороны Соединенного королевства Бена Уоллеса на пост генсека НАТО, сделав ставку на Урсулу фон дер Ляйен. Возможная причина - "слишком активные" действия Уоллеса в части предоставления ВСУ танков и ракет Storm Shadow.

"Есть более решительная позиция Британии, что дело нужно вести к военному разгрому РФ. Но есть и как бы "умеренная" позиция, которую занимает Вашингтон. И американцы, и британцы понимают, что с Путиным говорить уже не о чем, что дело идет к поражению Кремля. Весь вопрос в том, чтобы военный разгром РФ не привел к обвалу России с ее "залежами" ядерного оружия в хаос и тотальный бардак. С Путиным говорить нет смысла, но и оппозиции, с которой НАТО может строить диалог после падения путинского режима, там тоже нет. И в Лондоне, и в Вашингтоне понимают, к чему все идет, но они осознают, что просто победой ВСУ дело не ограничится. Еще более сложный вопрос – что делать дальше?", - отметил в беседе с "Апострофом" политтехнолог Алексей Голобуцкий.

Дипломатические торги

Тем временем авиационная тема приводит к дипломатическим скандалам. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в эфире национального телемарафона рассказал, что сообщения о начале обучения странами НАТО украинских пилотов на истребителях не соответствуют действительности. Тем не менее, Дмитрий Кулеба изначально был уверен, что в первые месяцы следующего года Украина получит самолеты.

"Я исходил из того, что в июне должны начаться тренировки, как нам это первоначально обещали. В июне тренировки не начались. Это значит, что график тренировки начинает сдвигаться", - сказал Кулеба.

Глава МИД сообщил, что Украина работает сейчас со всеми причастными сторонами, со всеми участвующими в авиационной коалиции странами, чтобы максимально ускорить этот процесс. Фактически здесь речь идет об обучении пилотов, об обучении инженеров, о подготовке инфраструктуры, о принятии правовых решений, необходимых для передачи самолетов.

Как отмечают наблюдатели, такие проволочки могут происходить в силу кулуарных дипломатических торгов, о которых Дмитрий Кулеба мог умолчать по понятным причинам.

"Истребители F-16 и ATACMS – это последняя "остановка" перед ядерным оружием. Страны НАТО также может настораживать перспектива получить в центре Европы вооруженную до зубов страну, с настолько мощной армией, но слабыми государственными и демократическими институтами. Они думают уже сейчас, каким будет европейский континент после разгрома Кремля, и как бы не получилось так, что в РФ будет бардак и хаос, а Украина при этом станет "второй Турцией". Да, турки в НАТО и что? У Вашингтона и Брюсселя нет прямых рычагов влияния на Анкару", - добавил Алексей Голобуцкий.

С нашей украинской колокольни все логично и правильно – Украина ценой жизни военных и гражданских защищает, как минимум, Европу от российского варварства, но для части наших западных партнеров это часто не является решающим аргументом.

Читайте: Когда истребители F-16 будут в Украине: союзники назвали дату

Читайте также

Новини партнерів