Полугодовой марафон с выделением помощи Украине от США подходит к концу. Американские конгрессмены играли в "политический футбол" и казалось, что он будет продолжаться до президентских выборов. Однако "плотину" резко прорвало и Конгресс выделение помощи быстро согласовал. Некоторые американские СМИ отметили, что на вынесение спикером Палаты представителей Майком Джонсоном на голосование законопроекта о помощи Украине, повлияли объявленные данные разведки, политическое давление и изменение в личных убеждениях. Но в американских СМИ фигурирует информация и о том, что утвердить нам помощь американцы решили после того, как Украина начала выводить из строя российские НПЗ и упорно игнорировала просьбы Белого дома и Пентагона этого не делать. Так ли все на самом деле и стоит ли нам продолжать в том же духе, разбирался "Апостроф".
Задержка с западной помощью, как известно, вынудила украинскую власть искать другие способы борьбы с агрессором. И этими способами стало использование беспилотников, при помощи которых Украина била по российским нефтеперерабатывающим заводам.
Как пишет издание The Economist, "с тех пор, как президент Владимир Зеленский определил приоритетность этой технологии, Украина инвестировала сотни миллионов долларов в беспилотники дальнего радиуса действия, способные искать и поражать удаленные цели. Сейчас их производят полдюжины компаний. Лучшая из новых моделей имеет дальность полета 3 000 км и способна достичь Сибири".
До Сибири, правда, украинские беспилотники пока не долетели, но в Татарстане, который расположен на расстоянии более 1000 км от границы Украины, они отметились. Там, в частности, был атакован Нефтекамский нефтеперерабатывающий завод.
Читайте: В России дроны атаковали завод, где производят топливо для РСЗО
Нанесли ущерб украинские беспилотники и российским НПЗ расположенным чуть ближе к нашей границе.
Как отмечает тот же The Economist, атаки украинских дронов уже подорвали значительную часть российской нефтяной и военной инфраструктуры.
"Но Белый дом недоволен. Он подталкивает украинцев к прекращению ударов. Обеспокоенность Америки была разной: от роста цены на нефть до перспективы неконтролируемого "око за око", в чем Украина могла бы проиграть", − пишет The Economist.
Об этом же заявлял и Министр обороны США Ллойд Остин. По его мнению, Украине выгоднее атаковать тактические и оперативные цели.
"Эти удары могут иметь последствия для мировой энергетической ситуации. Украине выгоднее атаковать тактические и оперативные цели, которые могут повлиять на текущую борьбу", - отметил глава Пентагона во время заседания комитета Сената по делам вооруженных сил.
Президент Украины Владимир Зеленский ответил на критику главы Пентагона США Ллойда Остина касательно ударов по НПЗ в России.
"Не секрет, что условием предоставления Украине западного оружия было невозможность атаковать территорию Российской Федерации этими видами оружия. Я могу еще раз подчеркнуть: ни разу ни одним западным оружием или амуницией мы не атаковали территорию РФ. Даже не отвечали. Все, что использует Украина после агрессии России, производится исключительно Украиной. Против мирного населения это оружие не используется: его используют исключительно против военных целей", - заявил Владимир Зеленский.
Британское издание, между тем, отметило, что Украина игнорирует американские советы по прекращению ударов, но делает это вынужденно, поскольку те же США помощь Украине задерживают из-за политических игр в Конгрессе.
"Американская экономика, действительно, переживает всплеск на нефть. И там действительно растут на нее цены. Но я не думаю, что на них влияют украинские удары по российским НПЗ, - поясняет в комментарии "Апострофу" эксперт-международник, дипломат Ярослав Войтко, - В то же время Байдену нужна стабильная экономика. Ему удалось "вырулить" из ковидного кризиса и сейчас наблюдается рост экономики в 2%. Поэтому перед выборами ему не нужны экономические потрясения".
"Что касается просьб американцев не бить по российским НПЗ, то такие просьбы имели место, - продолжает эксперт, - Но, в то же время, ПАСЕ признала, что НПЗ России являются легитимной целью. Там производятся нефтепродукты, идущие на экспорт и приносящие прибыль российской экономике, а также всевозможные горюче-смазочные материалы для российской армии. И если НПЗ уничтожать, то это повлияет отрицательно на российскую экономику, что Украина успешно и делала".
"Для нас цена с задержкой американской помощи очень высока – это потеря территорий, потеря инфраструктуры, потеря человеческих жизней. Так почему мы не можем постоять за себя уничтожая российские НПЗ, приносящие прибыль агрессору и работающие на российскую армию?", - говорит "Апострофу" соглава программ по безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков.
"Этими ударами по НПЗ мы показали, что есть игры, в которые можно играть вдвоем", - отметил в разговоре с изданием военный эксперт Иван Ступак.
"Ускорили ли удары по российским НПЗ предоставление Конгрессом помощи? Я бы эту тему не упрощал. Здесь сыграли роль несколько факторов, - говорит Ярослав Войтко, - Однако после согласования пакета ударов по НПЗ мы пока не видели".
По мнению дипломата, факт, что нам хотят передать ATACMS большей дальности о многомговорит.
"Прислушиваться к тем, кто дает нам военную помощь и деньги мы, конечно, будем. Да и американцы говорят, что не будут поощрять удары по российской территории своим оружием. Но военное руководство Украины будет делать, как считает лучше. Сейчас помощь от США утверждена, а в том, что она пройдет Сенат и ее подпишет Байден я не сомневаюсь, и я думаю, в связи с этим, будут какие-то дипломатические компромиссы. В ближайшее время увидим", - резюмирует Ярослав Войтко.
Читайте: Украина изготовила дрон большой дальности, который способен долететь до Сибири