Трамп начинает понимать: об Украине нужно разговаривать с Украиной
Факт разговора Зеленский-Трамп оцениваю положительно, она показала растущее сознание американского политика, что российско-украинская война — очень сложная материя. Войну можно хотеть «завершить за один день» на условиях Путина, однако такой подход более чем рискован, потому что вместо лавров «сильного человека» Трамп может снискать славу крайнего лузера. И это на старте второй президентской каденции, которая для него перспектива абсолютно неприемлема.
Некоторые моменты в статье бывшего британского премьер-министра настораживают (упоминание о «денацификации» Украины как уступке Путину), однако ее внимательное прочтение убеждает, что «Джонсонюк» остается другом Украины. Он желает добра нашему народу, ради этой цели работает настойчиво, разумно и с теми, с кем это особенно нужно.
Более того, можно предположить, что именно Борис (как его все называют) способствовал общению Зеленского и Трампа, потому что 16 июля он встретился с кандидатом республиканцев на пост президента. Главным предметом их разговора была война в Украине, что естественно, потому что 5 дней раньше с Трампом встретился Виктор Орбан. Он презентовал свой «мирный план», на самом деле план капитуляции и расчленения Украины в интересах России и Китая.
Джонсон поставил себе задачу убедить «американского друга», что существует альтернатива и она лучше лично для Трампа и в целом для США.
Разговор с Трампом инициировал президент Украины, который, как рассказал его спикер — «призвал Трампа не верить представителям тех стран, которые пытаются объяснить, оправдать действия Путина. Никаких оправданий здесь, конечно, нет. Он обычный убийца». И добавил, что Трамп призвал «не верить в fakenews, что его победа может быть выгодна России. Этот тезис он назвал fakenews и призвал не верить в это».
Сам Зеленский проинформировал, что он «договорился с президентом Трампом обсудить на личной встрече, какие шаги могут сделать мир справедливым и действительно длительным». Американец акцентировал на другом сообщении: «Я благодарен президенту Зеленскому за его обращение, потому что я, как следующий президент Соединенных Штатов, принесу мир в мир и положу конец войне, которая унесла так много жизней и разрушила бесчисленное количество невинных семей».
На первый взгляд, оба политика говорят об одном и том же: завершении российско-украинской войны и мире для украинцев. На самом деле между позициями Зеленского и Трампа большие отличия, о сущности которых прямо и косвенно рассказал Джонсон.
При рассмотрении статьи Джонсона в контексте разговора Зеленский-Трамп необходимо помнить о трех обстоятельствах. Во-первых, британец очень хорошо разбирается с бывшим американским президентом, умеет с ним разговаривать, нажимая на чувствительные места в системе координат его самооценки. Во-вторых, статью Бориса нужно читать в контексте трамповской идеологии «Сделаем Америку снова большой» («Make America Great Again» – MAGA) и содержания лозунгов его избирательной кампании. В-третьих, у Трампа «непреодолимая слабость» к Путину лично и другим диктаторам.
Вопрос «как задобрить Путина?» присутствует в мышлении Трампа и просматривается сквозь его действия. Вряд ли можно изменить эту ситуацию. Наверное, можно показать, что для самого Трампа эта модель неработающая, а даже угрожающая.
По его мнению, Трамп понимает, в отличие от части республиканцев, что поражение Украины станет поражением Америки. Путин не намерен удовлетвориться захватом нашей страны, он хочет покорить Грузию, балтийские страны и Польшу. И когда он будет разрушать «завоевание Рейгана» в Восточной Европе, его союзники из Китая захотят завладеть Тайванем, а Хезболла будет атаковать Израиль. В такой ситуации Америка будет два выхода: отказаться от иллюзии мирового лидерства или потратить триллионы долларов и послать тысячи американских солдат в чужие страны, чтобы они там погибали.
По мнению Джонсона, способ избежания этого выбора прост – решительная поддержка Украины, потому что «украинцы показали, что могут и будут побеждать». Но война в Украине длится слишком долго, ее цена огромна, и только Трамп может положить конец ей на условиях выгодных Украине и Западу. Для достижения этих целей требуется два шага. Первый – это усиленные поставки вооружения для Украины и снятие запретов на использование западного оружия для ударов вглубь российской территории. Благодаря этому украинцы смогут отвергнуть российскую армию.
Шаг второй — это проведение переговоров с Москвой, предпосылкой которых должен стать уход России «по крайней мере, к границам перед агрессией 2022 г.». А для того, чтобы «избежать будущих конфликтов и неопределенности, остальная Украина должна быть признана свободной страной» и как можно скорее стать членом ЕС и НАТО.
К политическим аргументам Джонсон добавил бизнесу, особенно понятному Трампу. Силы обороны Украины насчитывают более миллиона воинов, они «самая эффективная антироссийская сила в мире». Поэтому после окончания войны украинские войска могли бы заменить часть американских сил в Европе. «Это позволило бы Трампу сэкономить средства, отправить американские силы из Европы и заставило бы европейцев увеличить их ангажированность в дела обороны, что для него одна из основных целей», – так Джонсон резюмировал эту часть своего плана.
России он предложил ряд «компенсаторов». На первом месте возможность признания "специальной военной операции" успешной благодаря "денацификации Украины". По его мнению, «могут быть специальные средства защиты для носителей русского языка». Кроме этого, Трамп, это единственный хозяин Белого дома, способный предложить новое сближение России с США и возвращение к тем временам, когда Россия была «чтимым партнером G8 и даже НАТО».
Теперь мои комментарии. Относительно первого шага, предложенного Джонсоном. Среди украинцев нет никого, кто отрицал необходимость получения как можно большего количества оружия и снятия всех ограничений на его использование для уничтожения военных целей на территории врага. Мы благодарны тем республиканским и демократическим политикам (например, спикеру Палаты представителей Майку Джонсону), которые оказывают давление на президента Джо Байдена в деле снятия запрета. Мы надеемся на положительное завершение согласований по этому вопросу, которые с нескольких недель ведут украинские и американские военные.
Ограниченное разрешение на использование западного оружия на Харьковском направлении продемонстрировало мощное влияние такого решения на ситуацию в зоне боевых действий и в российском тылу. А после успешно проведенной мобилизации, обучения новобранцев дома и за рубежом, поставок западного оружия и сотрудничества с нашими партнерами в сфере разведки Силы обороны Украины могут перехватить стратегическую инициативу и завершить войну нашей победой. И именно тогда Москва будет просить о перемирии и мире на украинских условиях.
Это хороший сценарий, к которому мы стремимся и к реализации которого наш народ готов в любой день. Так же, как украинцы поддерживают максимально быстрое членство Украины в ЕС и НАТО – хотя бы сегодня и в сегодняшних границах свободной территории. С фиксацией того, что границы Украинского государства определены в 1991 г. с восстановлением нашей Независимости и признаны международным сообществом.
Пора всем понять, что мира в мире не будет, когда кто-нибудь будет пытаться по-другому завершать российско-украинскую войну и вводить мир «по-своему» на нашей страждущей земле. Бывший британский премьер-министр это хорошо понимает, отсюда так много слов о смелости и силе наших воинов.
Джонсон жестко раскритикован за два предложения: уход России «по крайней мере» На границе с 24 февраля 2022 г. (якобы равно отказу от части нашей территории) и его согласие на «денацификацию» Украины. Относиться к этим предложениям придирчиво нужно, искать в них «предательство» и отрицание проукраинской позиции автора – нет оснований. Потому что Джонсон не написал, что «линия 23 февраля» должна быть новой государственной границей Украины. Он твердо заявил, что «международные границы нужно уважать», в том числе и России.
Нас она полностью не устраивает, потому что не хотелось бы допускать определенную двусмысленность об уходе России «по крайней мере, на линию 23 февраля», как предпосылки старта переговоров о перемирии, а впоследствии также мирового соглашения. Но «имеем то, что имеем» – Трамп никогда не был другом Украины, и вряд ли им станет. И только тектонические сдвиги, вызванные украинским сопротивлением российской агрессии и поддержка, оказанная нам нашими союзниками и партнерами, заставила даже ему несколько скорректировать свою позицию.
В апреле он поддержал спикера Джонсона, когда тот решил поставить на голосование законопроект о помощи Украине, хотя Россия сделала все возможное и невозможное, чтобы этого не произошло. Сегодня он вынужден принять звонок от Зеленского и прислушаться к позиции Джонсона, подвесив таким образом статус Орбана как переговорщика, мандат которому предоставили Путин и Си Цзиньпин. Итак, Трамп начал подавать сигналы, что понимает, что самопонятное и единоприемлемое для украинцев: о мире в Украине нужно говорить прежде всего с нами, а не с агрессором.
Теперь о «денацификации» Украины. Джонсон уже ранее высказывался, что эта геноцидная идеологема — это допустимый компромисс с Путиным для скорейшего завершения войны. Виноват не он, потому что даже утонченный знаток украинской истории проф. Тимоти Снайдер предлагал сделать русский язык вторым государственным в Украине.
Виновны украинские власти, которые в кулуарных разговорах долгое время убеждали наших западных партнеров, что вопрос языка, веры и истории — это предмет для компромиссов с врагом. Мол, «денацификация» – это ни о чем. И даже на третьем году "большой войны" в парламенте не может собраться достаточное количество голосов, чтобы проголосовать за запрет деятельности Русской православной церкви в Украине. Хотя доказательств ее преступной деятельности, подчиненности государственным структурам России и ее спецслужбам предостаточно.
Народ, который сам не заботится о своем достоинстве, основах национальной безопасности и предпосылках безопасного и успешного будущего, не должен требовать такой заботы от других.
Источник: facebook.com/mykolakn