RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Эксгумация раздора: как Украина должна реагировать на заявления поляков о Волынской трагедии

Владимир Зеленский и Анджей Дуда Фото: president.gov.ua

13 сентября, принимая польских гостей, президент Украины Владимир Зеленский чуть не поссорился с председателем Министерства иностранных дел Польши Радославом Сикорским. Как рассказал глава внешнеполитического ведомства в эфире Polskie Radio, тогда речь зашла об эксгумации жертв Волынской трагедии. За несколько месяцев до этого министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш заявил, что "без решения "Волынского вопроса" не будет вступления Украины в Европейский Союз". И хотя президент Польши Анджей Дуда раскритиковал заявление министра обороны о блокировании вступления Украины в ЕС, у Киева есть причины для волнения, ведь Варшава будет председательствовать в ЕС в первом полугодии 2025 года. В ситуации разбирался "Апостроф".

Трактовка событий 1943-го на Волыни в украинской и польской историографии отличается. Так, украинские историки считают, что поляки на западноукраинских землях провоцировали антиукраинские акции со стороны немецкой администрации во время Второй мировой и Волынская трагедия стала ответом на зверства поляков в отношении украинских гражданских. В Польше Волынскую трагедию называют преступлением геноцида против поляков украинских националистов. Отношение к событиям ярко видно из резолюций, принимаемых Сеймом из года в год.

Так, согласно документу, принятому 26 июля 2024 года по случаю 81-й годовщины трагедии, 11 июля 1943 года УПА напала более чем на 100 польских сел на Волыни. Тогда погибли не менее 100 тысяч поляков, а сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома и убежать, написано в документе. Историк Владимир Вятрович считает, что масштабы погибших значительно преувеличены.

В резолюции отмечено, что “жертвы этого преступления до сих пор не имеют своих могил, не проведены эксгумации, не организованы достойные захоронения”. Отмечено, что Польша, поддерживая украинский народ в борьбе с российским агрессором, ожидает честного чествования мученической смерти своих граждан от рук украинских националистов и призывает украинские власти признать преступление геноцида и дать согласие на эксгумацию и надлежащее захоронение жертв Волынской резни.

Использование истории в политических целях

Когда еще действующего министра иностранных дел Дмитрия Кулебу во время панельной дискуссии в Польше спросили об эксгумации, он вспомнил об операции Висла 1947 года, военно-политической акции польских коммунистов. Она заключалась в депортации всего украинского населения из юго-восточных регионов Польши (Лемковщина, Холмщина, Надсяння и Подляшье) в ее северо-западные земли. Это вызвало возмущение части польских политиков, пишет Rzeczpospolita.

"Поляки хотят получить какой-то долгосрочный идеологический эффект, утвердить себя как ключевая сила в Европе. Кроме того, поляки всегда были националистическими, нужно понимать”, - говорит “Апострофу” политолог Александр Палий.

Как рассказал в интервью глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович, несмотря на упорные напоминания об эксгумации со стороны официальных лиц, в последнее время никаких конкретных обращений от польских официальных институтов не было. "Более того, в 2020-м мы договорились о рабочей группе на уровне институтов национальной памяти – польского и нашего. Польские коллеги с 21 года до сих пор не утвердили регламент”, - отметил он. В то же время, продолжает Дробович, "с 2015 года украинские могилы вандализированы в Польше и не восстановлены, вопреки договоренностям".

"[Волынский вопрос] это попытка некоторых польских политиков использовать ужасную тему прошлого, которая принесла огромные страдания и украинцам, и полякам в политических целях", - комментирует "Апострофу" дипломат, эксминистр иностранных дел (2007 - 2009 гг.) Владимир Огрызко. Он обращает внимание, что проблема давно влияет на польско-украинские отношения. "В 90-е и нулевые годы президентам [Украины Леониду] Кучме и Виктору Ющенко удавалось вместе с польскими коллегами Квасневским и Качинским снимать напряжение", - вспоминает Огрызко.

В то же время партия "Право и справедливость", которая сейчас у власти в Польше, учитывая все, нацелена поднимать напряжение.

Эксгумацию позволят: что дальше

Новоназначенный министр иностранных дел Украины Андрей Сибига уже совершил визит в Польшу. Он встретился с президентом Польши Анджеем Дудой, маршалками Сейма Шимоном Головней и Сената Малгожавой Кидовой-Блонской, а также с главой польского зарубежного ведомства Радославом Сикорским. "Обсудили конкретные технические, а не политические шаги, чтобы наконец решить вопрос эксгумаций, который уже долгое время отравляет наш политический диалог. Не должно быть никаких политических препятствий. Приятно отметить, что есть понимание и желание двигаться вперед в конструктивном русле”, - сообщил министр.

В УИНП говорят, что планируют на следующий год начать работы по поиску и эксгумации останков в ответ на обращение от польской гражданки. “В плане работы на 2025 год мы дадим это. План работы – конкретный юридический документ. И плюс я попросил правительство, чтобы правительство создало отдельную бюджетную программу на следующий год. Чтобы хотя бы миллион гривен был, чтобы можно было проводить в таких экстренных случаях поисковые работы, потому что у нас есть свои потребности, связанные со Второй мировой войной, поисковыми работами освободительного движения, но если будут такие случаи, как этот, то будем так помогать гражданам Польши”, - сказал Дробович.

В то же время, Украина должна настаивать на встречных шагах от Польши. "Разрешить эксгумацию нужно, но чтобы это было на взаимной основе. Надо поставить, чтобы украинцы исследовали материалы по операции Висла, остатки погибших украинских повстанцев и гражданских на территории Польши, убитых в результате переселения. Также следует исследовать могилу Даниила Галицкого в Холме, которое было частью Галицко-Волынского государства. Если они не готовы, то мы и не готовы. Но очень вежливо [вести переговоры]”, - уверен Палий.

Избежание конфронтации отмечает и председатель парламентского комитета по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко. “Я сторонник такого подхода: сейчас во время войны, когда Польша является нашим другом, действительно помогает, мы можем решить любой вопрос. Главное, чтобы оно решалось дружеским конструктивным способом, чтобы все были довольны, чтобы мы не уступили свои интересы, но одновременно сохранили дружеские отношения с Польшей. Это вопрос дипломатических переговоров, возможно компромиссов”, - сказал он “Апострофу”.

"Эксгумация - во-первых, разрешена, во-вторых, в мире все базируется на принципе взаимности. Если украинские памятники уничтожаются и польская сторона их не восстанавливает, а требует, чтобы мы пошли на уступки в этих вопросах, это просто неэтично и некрасиво”, - считает Огрызко.

Дипломат отмечает: односторонним принятием постановлений или законов решить "волынский вопрос" не удастся. “ нужна кропотливая работа специалистов, историков в первую очередь. Формула, которая работала в предыдущие годы, – «простим и просим прощения», – универсальна. Если мы хотим, чтобы мы пришли к этой теме спокойно и имели перспективу - только ее можно использовать, - резюмировал эксминистр иностранных дел.

Читайте также

Новини партнерів