RU  UA  EN

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

В Минюсте готовят слияния и поглощения

Министерство юстиции дало старт масштабной реформе ведомства

Министерство юстиции дало старт масштабной реформе ведомства Джаба Эбаноидзе, слева, и Хатия Шелия Фото: Украинское Фото

В пятницу в Министерстве юстиции представили предстоящую реформу ведомства. Изменения предполагают серьезное сокращение штата, а также упразднение Государственных исполнительной и регистрационной служб. Со временем в Украине планируется внедрить институт частных исполнителей, а ведение реестров ‒ передать органам местного самоуправления. Бывшие руководители органов юстиции оценили инициативы министерства по-разному. Эксперты, в свою очередь, раскритиковали отдельные предложения, усмотрев в них коррупционные риски.

В пятницу в Министерстве юстиции дали старт масштабной реформе ведомства. По словам заместителя министра Натальи Севастьяновой, решение об этом было принято в минувшую среду. Реформа коснется самого Минюста, Государственной исполнительной службы (ГИС) и Государственной регистрационной службы. Помогать в проведении реформы министерству будут три иностранных специалиста, которые занимались внедрением аналогичных реформ в Грузии,‒Джаба Эбаноидзе,Хатия Шелия, Гия Гецадзе.

Минюст урежут в кадрах

В первую очередь в процессе реформы органов юстиции будет вдвое сокращено количество департаментов и структурных подразделений Минюста, также будет сокращено на 20% количество сотрудников центрального аппарата и на 10% ‒ сотрудников территориальных органов юстиции. «Это около 2,5 тыс. лиц по всей Украине»,‒ уточнила Наталья Севастьянова.

Кроме того, в рамках оптимизации структуры была анонсирована новая кадровая политика Минюста. За это направление в Минюсте будет отвечать Гия Гецадзе, который возглавит кадровую комиссию ведомства. «Обновление кадрового состава будет происходить за счет проведения публичных конкурсов. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с компаниями Ernst & Young и US Aid»,‒ рассказал господин Гецадзе. Он также призвал к участию общественные организации, работающие в сферах борьбы с коррупцией.

Бывший министр юстиции Александр Лавринович раскритиковал инициативу, назвав сокращение сотрудников Минюста «полным невежеством». «Государственные органы для того и существует, чтобы выполнять общественно необходимые функции. Говорят о сокращении на 10% или 20%. А почему не на 100%? Это демонстрирует абсолютное непонимание ситуации»,‒ заявил А' господин Лавринович.

Что касается ГИС и Госреестра, то в Минюсте было принято решение об их ликвидации. «В свое время они были созданы в качестве центральных органов исполнительной власти под конкретных лиц, желавших управлять этими направлениями. На сегодняшний день мы имеем много жалоб на качество предоставления услуг этими органами, которые фактически превратились в стяжателей»,‒ пояснила это решение Наталья Севастьянова. Полномочия упраздненных органов на первом этапе реформы будут переданы Министерству юстиции.

«Органы регистрации будут ориентированы на нужды граждан, а не бюрократов»

Более подробно об изменениях в работе Госреестра рассказал Джаба Эбаноидзе. «Главным лейтмотивом реформы органа регистрации будет ориентирование на нужды граждан, а не бюрократов»,‒ пообещал господин Эбаноидзе. По его словам, основной принцип, по которому будет проводиться реформа, разделение системы регистрации на две подсистемы ‒ Front office будет обеспечивать быструю подачу документов для регистрации, а также предоставлять необходимые консультации. Back office ‒ это отдел непосредственных регистраторов, у которых не будет возможности прямого общения с гражданами, что, по мнению Минюста, «уменьшит коррупционные риски».

«Кроме того, будет предусмотрена возможность обжалования решения регистратора прямо в системе регистрации перед обращением в суд, а также начнет работать горячая линия, благодаря чему мы сможем контролировать качество принятых регистратором решений»,‒ заявил господин Эбаноидзе.

По его словам, со временем функции Госреестра будут переданы из ведения Минюста органам местного самоуправления.

Эта система уже работает в виде эксперимента на уровне Киева и дает положительные результаты, рассказал А' народный депутат Андрей Помазанов («Народный фронт»), ранее возглавлявший Главное управление юстиции в Киеве. «Это ускоряет процесс оформления документов, а также действительно снижает риск коррупции»,‒ отметил господин Помазанов. Он также поприветствовал передачу функций регистрационной службы местному самоуправлению, назвав это «логичным шагом, так как это соответствует проводимому Кабинетом министров курсу на децентрализацию».

Впрочем, как утверждает глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, инициатива передачи функций регистратора местному самоуправлению последние полгода блокируется самим Минюстом. «Это должно было быть внедрено еще с мая по сентябрь в рамках создания сети центров оказания административных услуг. Однако Госреестр вместе с Государственной миграционной службой саботировали передачу функций»,‒ заявил господин Колиушко.

Решениями судов займутся частные исполнители

Что касается функций Государственной исполнительной службы, то их планируют разделить между Минюстом и частными исполнителями. «По окончании реформы мы должны получить смешанную систему исполнения судебных решений, где кроме государственных исполнителей мы будем иметь частную исполнительную службу. При этом эффективность работы государственных исполнителей будет прямо влиять на размер их финансового вознаграждения, что даст им стимул для качественной работы»,‒ пояснила Наталья Севастьянова.

«Однако самое серьезное новшество ‒ введение института частных исполнителей»,‒ подчеркнула Хатия Шелия, которая будет курировать реформу ГИСа.

По ее словам, эта система позволит сократить расходы государства на содержание исполнительной системы, активизирует развитие частного сектора и поможет искоренить коррупцию. «Новая система даст гражданам возможность самим сделать выбор в пользу государственного или частного исполнителя, повысив конкуренцию в стране»,‒ заверила Хатия Шелия, пообещав, что эффективность реформ можно будет оценить уже через год.

Как пояснил Андрей Помазанов, институт частных исполнителей очень распространен во всем мире, и рано или поздно Украина должна была к нему прийти. «Говорить об эффективности частных исполнителей в наших реалиях можно будет лишь спустя какое-то время, но предпосылок, чтобы этот институт не заработал, нет. В конце концов, у нас же вполне успешно работают частные нотариусы»,‒ заявил депутат.

С предложенной Минюстом схемой преобразований исполнительной службы категорично не согласился Александр Лавринович. «Люди вообще не понимают, что делают. Государственная исполнительная служба создавалась, чтобы обеспечить выполнение судебных решений, во всех странах мира этим занимаются отдельные органы исполнительной власти. Если же говорить о передаче Минюсту этих функций, то нужно вспомнить азы учебников по борьбе с коррупцией ‒ следует разделять органы и функции»,‒ заявил экс-министр. По его словам, такая практика есть в странах ЕС, и в Украине все уже было адаптировано к европейским требованиям.

«Я абсолютно не верю в успех этой так называемой реформы и считаю, что грузинские специалисты концептуально ошибаются: они говорят, что их действия направлены на борьбу с коррупцией, и вместе с тем выстраивают систему под коррупцию “сверху”»,‒ посетовал Игорь Колиушко.

Кроме того, по его словам, грузинские реформаторы следуют примеру Грузии, где их инициативы сработали. «Но Грузия по размеру ‒ одна область Украины, и без реальной децентрализации всех процессов у нас невозможно осуществить задуманное ими»,‒ отметил эксперт.

Читайте также

За что из СНБО уволили Данилова и кто такой Литвиненко

Перезагрузка среди силового блока продолжается, с этим связана отставка Алексея Данилова с должности секретаря СНБО

Депутаты-­­дезертиры: почему Верховная Рада впадает в кому

Есть несколько причин из-за чего Верховная Рада стала работать гораздо менее эффективно

Битва за мобилизацию: почему депутаты не спешат с новым законом

Пока наши защитники сражаются против российских оккупантов на фронте, нардепы все никак не могут проголосовать мобилизацию