Заместитель министра юстиции по вопросам борьбы с коррупцией ГИЯ ГЕЦАДЗЕ рассказал корреспонденту "Апострофа" ДЕНИСУ РАФАЛЬСКОМУ об очередных нововведениях, которые готовит Минюст. Среди прочего в ведомстве хотят снизить уровень коррупции в регистрационной системе и стимулировать работу судебных исполнителей, выплачивая им бонусы, исходя из количества обработанных дел. По словам замминистра, изменения станут ощутимы уже летом.
Гия Гецадзе курирует в ведомстве вопросы взаимодействия с аппаратом Верховной рады, Администрации президента (АП) и секретариатом Кабмина, а также координирует деятельность следующих структурных подразделений Минюста — управления оперативного реагирования на проявления коррупции, комитета реформ и кадровой комиссии. В Грузии господин Гецадзе работал первым заместителем министра юстиции, секретарем Высшего совета юстиции, а также был членом Государственной конституционной комиссии.
— Вы являетесь заместителем министра юстиции по вопросам борьбы с коррупцией. С какими неприятными фактами вы уже успели столкнуться на своем посту? В чем заключается эта борьба?
— Важно понимать, что Минюст — не правоохранительная структура и не занимается выявлением конкретных фактов коррупции. Наша роль другая — разрабатывать законодательство, менять законодательное поле, чтобы максимально минимизировать коррупционные риски.
Уточню на конкретных примерах. Мы считаем, что по линии Минюста наибольшие коррупционные риски сосредоточены в сферах регистрационных услуг и исполнения судебных решений. Что нужно делать? Как известно, чем сложнее получить некий документ, тем сильнее чиновник заинтересован предлагать "помощь" в решении вопроса. Поэтому мы упрощаем процедуры в регистрационном сервисе. Мы также создаем эффективный механизм исполнения судебных решений, разрабатывая соответствующую законодательную базу. Наша цель — чтобы судебные исполнители получили мотивацию работать честно и по цивилизованным правилам. Чтобы они ушли от привычных схем, когда мотивация работы в этой сфере была только коррупционная.
Еще одним направлением работы нашего ведомства является содействие в создании Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, в работу которого заложена эффективная модель контроля над чиновниками — внедрение электронных имущественных деклараций. Это то, что уже работает в цивилизованном мире, и чиновники со всеми их доходами, активами — как на ладони перед теми же СМИ и общественностью.
— Вы затронули тему регистрационных служб. Они славятся своими очередями...
— Очереди — одна из серьезных проблем, действительно. И мы будем ее решать. Необходимо минимизировать отказы в регистрационных действиях и при этом создать эффективную систему контроля. У нас уже готов соответствующий законопроект, который должен быть презентован на днях.
Повторюсь, клиент регистрационной службы не должен видеть смысла во взятках ее сотрудникам. Мы хотим добиться этого, создав альтернативные точки обслуживания. Обслуживать должно не только Министерство юстиции, но и альтернативные точки. Напомню, в Украине хорошо развит институт нотариусов. Передав им регистрационные функции, мы будем экономить, во-первых, время клиентов, во-вторых — госсредства, которые пришлось бы потратить, решись мы улучшать ситуацию за счет создания дополнительных офисов обслуживания по стране. Мы думаем над тем, чтобы передать функции регистраторов как государственным, так и частным нотариусам. Также предполагается, что услуги смогут оказывать органы местного самоуправления и банки. Так мы надеемся побороть очереди и коррупцию. Если гражданин увидит очереди в местном управлении юстиции, то пойдет к нотариусу. Пусть будет конкуренция, кто лучше обслужит население. У нас может появиться модель лучше, чем в Грузии.
— А как вы оцениваете эффективность выполнения судебных решений в Украине? Какие проблемы вы видите в этой сфере?
— Судебные исполнители получают очень маленькие зарплаты, но при этом от них зависят решения по собственности стоимостью в миллионы гривен. Основные изменения, которые предлагается внедрить, состоят в том, чтобы государственные судебные исполнители начали получать бонусы, исходя из количества обработанных дел. Чем больше судебных решений исполнил сотрудник, тем выше будет зарплата. Мы сможем проводить отбор на эти должности, ведь люди смогут получать нормальные деньги. При этом мы хотим параллельно вести институт частного исполнителя. Компании и частные лица будут думать, к кому обращаться в каждом конкретном случае. По направлению исполнения судебных решений Минюст работает с командой президента, партией "Самопомич". Я думаю, что очень скоро мы придем к консенсусу по единому законопроекту.
— А в какие сроки?
—Я думаю, что он уже фактически готов и очень скоро будет согласован. Все-таки хорошей идеи и цели мало, чтобы быстро получить результаты. Я не могу назвать дату, когда может быть внесен документ в парламент, но надеюсь, что процесс не затянется.
— Какие сложности могут быть при внедрении указанных нововведений Минюста?
— Мы отдаем себе отчет, что по мере устранения коррупционных рисков по направлениям регистрации и исполнения решений число наших противников будет возрастать в геометрической прогрессии. Они будут активно саботировать наши реформы, разнося их в пух и прах, ведь для них это потери доходов. Но мы настроены довести начатое до конца.
— Но когда реально заработают ваши задумки, сказать можете?
— Рассчитываю, что к концу лета население увидит кардинальные улучшения. Кроме того, должен заработать новый сайт Минюста, с помощью которого украинцы, не выходя из дома, смогут получать выписки и справки. На полученных документах будет содержаться уникальный код, равный официальной подписи. Конечно, сравнительно небольшой процент наших граждан пользуется интернетом, и все же услуга, уверен, будет достаточно востребована.
— На ваш взгляд, когда начнется переход с обычных внутренних паспортов на пластиковые бесконтактные карточки? Хотя украинцев уже познакомили с дизайном этих карточек, утвержденных Кабинетом министров, сейчас пока затишье...
— За это направление отвечает МВД. Хотя в Грузии, кстати, вопрос курировал Минюст. Конечно, для населения не имеет значения, какое ведомство занимается введением карточек — лишь бы эффективно сработали... Я думаю, что нам в Украине рано или поздно придется перейти к новому формату документов. И чем скорее мы перейдем к бесконтактным карточкам, тем лучше. Точнее о сроках сказать не могу. В будущем — когда произойдет либерализация визового режима с ЕС, украинцам не понадобятся даже заграничные паспорта, чтобы пересекать границы.
— Согласно сайту Минюста, вы курируете вопросы взаимодействия с Радой, АП и Кабмином. Как вам работается с этими структурами? Что удается в работе, а что — нет?
— Мне приходилось участвовать в нескольких заседаниях комитета Рады по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, а также комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Очень доволен сотрудничеством, особенно с последним. Отношения с АП и секретариатом Кабмина могу также назвать плодотворными.
Мы настроены произвести перемены. Как государственные служащие, мы не можем говорить, что не успеваем потому, что война или сложная политическая ситуация, хотя реальность, конечно, накладывает свой отпечаток. Но оттого мы должны еще быстрее работать. Самая главная сложность, и не только в нашем министерстве, но и во всем госсекторе — присутствие на разных уровнях людей, которые не хотят сами меняться и не верят в то, что систему власти в стране вообще можно изменить. Они привыкли жить в болоте. И теперь это болото ждет большая чистка.