Президент США Дональд Трамп в своем Twitter опубликовал фотографии с состоявшихся в среду, 10 мая, встреч с главой МИД России Сергеем Лавровым и министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным, призвав при этом к миру между двумя государствами. Какие договоренности могут стоять за этим призывом, почему Владимир Путин выигрывает борьбу за Украину, несмотря на серьезные внутренние проблемы, и в чем тут плохая новость для Киева "Апострофу" рассказал лидер российской оппозиционной политической партии "Западный Выбор" Константин Боровой.
Призывы к миру – это очевидные призывы к решению сразу нескольких проблем, которые стоят перед Трампом. Это Сирия, европейский континент, Северная Корея, соглашение по ракетам средней и малой дальности, которое фактически прекратило свое действие, общие проблемы, которые США нужно решать, не спеша, но решать нужно. Срочности никакой, паллиативными, временными средствами остановили ядерные испытания в Северной Корее, и ракеты там больше не запускают. И Китай занял ответственную позицию. По Сирии худо-бедно в последнее время стабилизировалась ситуация, в том числе, в связи с тем, что Трамп проявил некоторую твердость после применения химического оружия. Потому это правильный призыв в соответствии с его задачами. Трамп видит решение части этих проблем вместе с Россией.
Для России сегодня главная проблема – это ужасный имидж, который создан, в основном, не американцами, не Трампом, не европейцами, а самой РФ. Россия находится в полноценной политической и экономической блокаде. Нужно каким-то образом выходить из этой блокады, потому что она оказывает очень негативное влияние на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в РФ, ослабляется власть, начинаются протесты в регионах. Рушится главный стержень политики Путина, его вертикаль власти. Система распределения ресурсов от центра к регионам больше не работает, потому что изменились экономические условия, цены на нефть. Отсутствие бизнеса и коррупция, достигшая неимоверных пределов, просто убивают всякую экономическую активность в России.
Донбасс для американцев – не стратегический регион. Это – головная боль. Если какая-то стабилизация возможна, то благодаря усилиям европейских лидеров и самой Украины. Давно сложилась ситуация, когда Украина не решает собственные проблемы, пытаясь подключить к их решению европейцев. Это правильно в том смысле, что Украина – это передовой рубеж европейской цивилизации, рубеж защиты от агрессии советского типа, вместе с пропагандой, с элементами гибридной войны. Проигрыш Украины, продвижение России на Запад будет означать существенное усложнение ситуации в ближайших государствах – в странах Балтии, в Германии. Поэтому Петр Порошенко и другие представители украинской элиты правильно рассчитывают на понимание ситуации: что это не только проблема Украины, это – проблема всего европейского сообщества.
Однако, с точки зрения европейцев, Украина – не самая острая проблема. Ситуация сложилась так благодаря серьезным усилиям России по дестабилизации положения в Европе. В поддержку правых радикальных партий и борьбу с европейским единством РФ вложила огромные ресурсы. Сейчас мы видим эффект от российского воздействия на европейские проблемы.
Такая политика длилась годами, и никто ее не замечал. И Украина – только часть этой политики. Многое в этой ситуации зависит от самой Украины. Нужно предпринимать серьезные усилия для разрешения ситуации, проводить поиск других форматов. Ведь с "Минском" было допущено большое количество ошибок: по существу, были начаты переговоры с террористами, и теперь террористы получили статус участников переговоров. Также Украине нужны опытные дипломаты. Здесь можно вспомнить ситуацию с ООН. Я уже говорил ранее, что эта очень важная юридическая битва (в суде в Гааге, - "Апостроф") будет проиграна потому, что не используются юристы высочайшей квалификации, что проблема решается на уровне понятий о добре и зле, что правильно и хорошо. В данном случае значительно важнее было бы привлечь международных юристов, которые помогли бы решить проблему юридически, не морально. Украина, а перед этим Грузия потерпели поражение в суде, одержав, может, моральную победу, но проиграв ситуацию юридическую.
Для России же договориться по Украине – это добиться того, чтобы США не вмешивались в зону экономических, политических интересов РФ. Так это формулируют Лавров, Путин. По сути, Лавров этого и добился (во время недавнего визита в США, - "Апостроф"). Он очень гордо заявил о том, что ситуация в Украине не рассматривалась на этих встречах (с госсекретарем Рексом Тиллерсоном и президентом США Дональдом Трампом, - "Апостроф").
Главным катализатором нестабильности в современном мире, который вызвал и события в Сирии, и кибератаки, и, косвенно, события в Северной Корее, и нынешние продолжающиеся провокации со стороны России, является Украина, с этого все началось. Без решения проблемы Украины будет трудно, даже невозможно решить все остальные проблемы. Задача России – максимально блокировать любые попытки решать проблему Украины. Пока, надо сознаться, ей это удается. В некотором смысле так происходит и благодаря усилиям самой Украины, которая ответственность за решение этой проблемы с себя сняла. Это теперь область ответственности европейцев. Порошенко, Украина демонстрируют цивилизованность и готовность выполнять международные соглашения, то есть фактически перевели статус ситуации с агрессией против Украины на агрессию против Евросоюза, а это должны решать европейцы. Хотя, стоит признать, для европейских чиновников и бюрократов в решении проблем важен сам процесс, а не результат.