Растущее недовольство ухудшающейся социально-экономической обстановкой на оккупированной территории Донбасса не приводит к росту симпатий к Украине среди жителей ОРДЛО. Может ли Киев воспользоваться сложной ситуацией на востоке в своих интересах и почему ВСУ занимают новые территории на востоке страны, "Апострофу" рассказал координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук.
Когда мы говорим о ситуации в так называемых ДНР и ЛНР, то очень часто представители украинского экспертного сообщества, обычные граждане делают вывод, что, если там все плохо - значит, жители ОРДЛО сильно рвутся в Украину. На самом деле, это не так абсолютно. Нужно понимать: чем хуже там становится, тем больше любить Украину местные жители и рваться из оков "русского мира" тоже не будут. Они обвиняют Украину в своих проблемах, и здесь логика следующая: Украина нас должна содержать, потому что мы сами по себе и против "киевской хунты" и проклятых "укропов", но они должны нас кормить. Наряду с этим все больше растет уровень критики и недоверия к России и ее руководству. За то, что она недостаточно помогает, не готова принять в свои распростертые объятия эти квазигосударственные формирования на правах субъектов РФ и не делает их полноценными гражданами России. Если раньше позиция у них была такая – мы любим Россию и ненавидим Украину, то сейчас - мы ненавидим и Украину, и Россию. Тут чисто потребительская психология, которая присуща большей части населения ОРДЛО.
В данной ситуации для нас было бы оптимальным использовать нынешние обстоятельства для формирования какого-то отношения к Украине с помощью информационного поля, но мы его там не имеем. Сейчас украинская информационная картинка работала бы очень хорошо. Я не вижу технических возможностей осуществлять там вещание украинских каналов, проводить блокирование российских каналов и осуществлять регулирование информационных потоков. При нынешнем состоянии Мининформполитики мы не можем воспользоваться этой ситуацией. Для нас она не слишком оптимистична - мы имеем в массе своей обозленных людей, которые ненавидят Украину. Поэтому не надо делать ошибочных выводов.
Если говорить о состоянии дел в так называемых "воинских формированиях ДНР и ЛНР," то там тоже преобладает потребительский подход. Людей, идущих туда, мотивируют не ненависть к Украине и идеи "русского мира", а материальное благополучие. В первую очередь, туда идут люди, которые не смогли себя реализовать в другой деятельности на оккупированных территориях. Для них это является средством заработка. Туда идут люди без каких-либо серьезных моральных устоев, они сталкиваются с суровой реальностью окопов и "армейских корпусов ЛНР и ДНР", а это провоцирует текучку кадров. Поставки пушечного мяса из России не могут компенсировать эту текучку. Соответственно, задача российского командования, поставленная еще в начале 2015 года, по доведению численности двух армейских корпусов до 50 000 человек, на данный момент точно не будет выполнена. Об этом постоянно говорят командиры частей, говорят и в штабе 1 АК ДНР. Россияне, при всем стремлении, доукомплектовать имеющиеся подразделения до штатной структуры в обозримом будущем не смогут.
Сейчас численность подразделений противника составляет, по нашим оценкам, 35-36 тысяч человек. Чтобы доукомплектовать до 50 тысяч, нужно еще 14 тысяч человек. Проблема в том, что они постоянно завозят свежие партии, но, пока они их завозят, те, которые есть, уменьшаются на такое же число. Они никак не могут перешагнуть этот злополучный показатель.
Мы используем эту ситуацию для принуждения российско-террористических войск к выполнению Минских договоренностей. ВСУ действуют на той территории и захватывают новые позиции в тех районах, которые и так должны контролироваться нашей стороной согласно Минским соглашениям. Это является не нарушением Минских договоренностей, а принуждением противника к их выполнению. Таким образом, противник отодвигается за линию разграничения, которая определена протоколами к Минску-2. ВСУ не пересекают эту линию.
По нашей информации, противник отступает из-за неукомплектованности подразделений личным составом. Когда российское командование обвиняет боевиков в сдаче позиций, то они отвечают, что люди, остающиеся на боевых позициях, устают, не могут выполнять эффективно поставленные задачи, поэтому не стоит их обвинять.