Лидеры государств нормандской четверки в телефонном разговоре 22 августа поддержали решение о традиционной для начала учебного года попытке достичь перемирия на Донбассе. Ожидается, что Трехсторонняя контактная группа поддержит эту инициативу. О том, какие перспективы имеет режим прекращения огня и связан ли он со встречей спецпредставителя США Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова, которая состоялась в Минске 21 августа, "Апострофу" рассказал дипломат, глава правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко.
Пока нет признаков того, что Волкер и Сурков могли о чем-то договориться в Минске, и это будет реализовано на Донбассе. Более того, они пока сами это отрицают, хотя, возможно, это делается умышленно. Сурков умалял свои ожидания или желание иметь большие ожидания от этой встречи, называя ее рабочей и обменом мнениями, позициями, пусть и с уважением, обменом и некоторыми новаторскими идеями. Вряд ли перемирие или прекращение огня можно считать новаторским - это суть Минских договоренностей, их первый пункт, который не выполняется. Поэтому это, очевидно, не то, что имелось в виду под какими-то новыми компонентами.
Возможно, и была какая-то договоренность, которую они не разглашают. Скажем, желание дать друг другу сигналы о способности договариваться и принимать какие-то решения. Но тогда не совсем понятно, зачем Петру Порошенко благословение нормандской четверки, да еще и в таком странном телефонном формате. То есть пока что ничего не понятно с этим. И вряд ли Сурков имеет такую позицию в российском правительстве, чтобы гарантировать перемирие. Больше пока что выглядит как какая-то очередная пиар-акция Порошенко, который пытается показывать какую-то свою активную политику, активные усилия. Я думаю, что нам просто надо дожить до 2 сентября, и многое станет понятно.
Но никаких надежд на прекращение огня нет. Потому что с российской стороны оно может произойти лишь в случае более широких договоренностей, получения Россией чего-то, что она воспримет как достаточное для себя. Поскольку это не озвучивается, и вероятность того, что что-то такое, нужное России, могло быть достигнуто на встрече Суркова и Волкера, такой возможности нет. Потому что мы понимаем, что от США России требуются отмены санкций, какие-то элементы расширения сотрудничества... Этого Волкер не может обещать, потому что санкции введены Конгрессом. Даже если бы у него была полная поддержка в этом от президента США. И россияне это прекрасно понимают.
Поэтому спрогнозировать, что Россия получила в результате встречи Сурков-Волкер что-то, что было бы для нее достаточным для прекращения огня на Донбассе, я не могу - нет таких оснований. Я не склонен верить, что любое установившееся перемирие на Донбассе на сегодня возможно.