RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика
Мнение

Все очень просто: Вятрович сделал заявление по скандалу с Польшей

Вятрович о том, как помириться Украине и Польше

Вятрович о том, как помириться Украине и Польше Фото: voladm.gov.ua

Для многих польских политиков тема общей с Украиной истории часто превращается в инструмент для получения политических дивидендов, в то же время Киев и Варшава могут сделать шаг, который снимет самые серьезные исторические противоречия. Такое мнение "Апострофу" высказал директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, комментируя заявление президента Польши Анджея Дуды с призывом принять меры против людей с антипольскими взглядами, которые занимают высокие должности в украинской власти. Также чиновник прокомментировал вероятное объявление его персоной нон грата в Польше.

В первую очередь, надо понимать, что вопрос разногласий в истории должен быть предметом дискуссий, обсуждений и споров историков, а не политиков. И очень странный принцип, который, как мы видим, демонстрируют польские политики, включая высшее руководством польского государства - это попытка сделать зависимыми современные и даже будущие отношения с Украиной от их видения украинской истории. Очевидно, что это принципы политики, которые не свойственны для нормального европейского государства XXI века. И очевидно, что такие принципы, с одной стороны, не дают возможность решить исторические проблемы, а, с другой стороны, не дают возможность развивать нормальные добрососедские отношения.

К сожалению, мы видим, что для многих польских политиков тема отношений с Украиной, в частности, интерпретация общего прошлого, превращается в дешевый инструмент для получения политических дивидендов на внутриполитическом рынке. Очень жаль, что даже такие высокопоставленные польские политики как глава польской дипломатии (Витольд Ващиковский, - "Апостроф"), считают возможным в собственных политических интересах использовать и ставить под угрозу польско-украинские отношения.

Что касается возможных персональных санкций против меня, то я думаю, что проблема не во мне лично. Конечно, мне будет неприятно, потому что я бываю в Польше несколько раз в год, и у меня там много друзей, которые считают Украину одной из любимых стран. Но проблема будет заключаться в том, что объявление персоны нон грата в отношении должностного лица в Украине за попытки заставить партнеров придерживаться действующего в Украине законодательства - это абсолютно скандальный и недопустимый шаг, который может завести отношения между Украиной и Польшей в тупик.

Мне трудно сказать, будут ли персональные санкции в ответ. Очевидно, что этот вопрос следует адресовать Министерству иностранных дел, но не хотелось бы думать о некоем обмене персонами нон грата. Тем более, чтобы в эти списки попадали ответственные лица на уровне двух государств. Это может завести в тупик решения этой ситуации. У нас есть уполномоченные для этого лица, уполномоченные учреждения. А попытка с польской стороны обойти эти уполномоченные структуры, вывести диалог на уровень президентов, а теперь еще и вывести из этого диалога неудобных контрагентов, с тем, чтобы объявить их персонами нон грата - все это является свидетельством нежелания решать проблемы.

Бесспорно, сложившаяся ситуация повлияет на украинско-польские отношения, потому что большинство украинцев, в частности, украинский политикум, были убеждены, что наш западный сосед является партнером, который готов к сотрудничеству. Но эти нотки шантажа, которые мы слишком часто стали слышать с западной границы, ставят под сомнение искренность наших польских соседей в стремлении развивать доверительные отношения между Украиной и Польшей.

Какие шаги должна сделать Польша? На самом деле все очень просто. Мы уже полгода предлагаем, чтобы состоялась встреча уполномоченных для этого институтов - речь об Украинском институте национальной памяти и Польском институте национальной памяти. С украинской стороны у нас есть видение решения этой проблемы, и мы готовы его предложить польской стороне. Более того, мы уже предлагали и публично объявляли наше видение. Наш принцип заключается в предложении легализации так называемых незаконных памятников в формате "все на все". С польской стороны пока это предложение не приняли, при этом не сформулировали ничего в ответ. Соответственно, сейчас ситуация зависит от того, что предложат наши польские коллеги.

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин