Прогнозы специалистов, предрекавших оккупированному Крыму серьезную нехватку воды для нужд населения, в этом сезоне практически воплотились в жизнь. Перекрытие Северо-Крымского канала, нещадная эксплуатация грунтовых вод и минимум осадков в горной местности привели к существенному истощению водохранилищ. Говорить именно о «водной катастрофе» в Крыму пока рано, но полуостров в условиях засухи и технических просчетов оккупантов уверенно движется именно к такому финалу. Журналист «Апострофа» Владимир Шевчук выяснял, насколько крымчане обеспечены водой и когда именно в регионе может произойти «гуманитарная катастрофа».
Мутный график
Оккупационные «власти» Крыма ввели ограничения на подачу воды для населения в Симферополе, Симферопольском и Бахчисарайском районах. Российские чиновники утверждают, что на такие меры пришлось идти из-за аномальной засухи, приведшей к падению запасов влаги в водохранилищах.
«Власти» намерены вводить ограничения в несколько этапов. На первом планируют уменьшить забор воды из хранилищ до 140 тыс кубометров в сутки, затем до 120 тыс «кубов». С 24 августу в крымской столице в большей части микрорайонов воду подают с 6:00 до 23:00. С 31 августа переходят на 8-часовой график подачи, а с начала сентября – будут давать воду по 6 часов в сутки. Предполагается, что она будет в трубах три часа утром и столько же вечером.
В то же время жители Симферополя, с которыми удалось поговорить «Апострофу», утверждают, что график, предложенный «властями», полноценно не соблюдается.
«По графику, у нас на «Свободе» и в «Загородном» (микрорайоны в восточной части Симферополя – «Апостроф») вода должна быть круглосуточно, но ночью тоже отключают. Утром вода течет мутная. Приходится ее долго отстаивать. Более-менее график соблюдается в районах ближе к центру, а также там, где находятся больницы и разные административные здания», – говорит «Апострофу» жительница Симферополя Галина П.
Многих горожан возмущает непродуманность решений городской «администрации», а также двойные стандарты при введении ограничений.
«Нам спустили «концлагерные» нормативы: приготовление еды 4 литра на человека в сутки, на личную гигиену – столько же. При этом кафе, бары, рестораны и заправки, которые принадлежат нашим депутатам или их кумам-родственникам, работают без всяких ограничений», – рассказал «Апострофу» житель микрорайона «Пневматика» Виктор С.
«Все бестолково организовано. Власти не подумали о последствиях. На ночь отключают воду полностью. Подкачки нет. В трубах появляется воздух. Утром резко включают насосы, давление воздух подскакивает и бьет по аварийным участкам. И это приводит к прорывам, потому что сети кругом старые. Получается, что воды в кранах нет, но по улице течет рекой. Вот так в Симферополе «экономят» воду»,– возмутился в беседе с «Апострофом» житель Киевского района Симферополя Дмитрий М.
Не катастрофа, но уже почти
Очередное обострение водной проблемы «обросло» политическими комментариями. Глава делегации Украины в Трехсторонней контактной группе по Донбассу, первый президент страны Леонид Кравчук заявил, что «в случае гуманитарной катастрофы» возможна подача воды на полуостров. В начале августа аналогичную идею высказал и премьер Денис Шмыгаль.
После таких слов поднялась очередная волна негодования, и власти пришлось отыгрывать назад. В представительстве президента Украины в Крыму, а также в Министерстве иностранных дел заявили, вода пойдет на полуостров только после того, как оттуда уйдут российские оккупанты. Как настаивает глава МИД Дмитрий Кулеба, крымчане имеют доступ к воде, а дефицит испытывают только оккупационный армейский контингент и промышленность.
Вместе с тем, как отмечают специалисты, ситуация в Крыму не настолько однозначная. «Гуманитарной катастрофы» в регионе еще нет, но имеется острый дефицит, который в ближайшей перспективе может привести к катастрофическим последствиям. Отсчет пошел буквально на недели.
«Катастрофа – это когда воды нет даже для питья. Крымчане сейчас имеют доступ к воде, пусть и по графику. Последние шесть лет в разных регионах полуострова периодически возникает дефицит воды, но в этом сезоне, действительно, есть риск именно гуманитарной катастрофы. Сухая зима, отсутствие стокоформирующих осадков привело в этом году к тому, что даже в Западном Крыму воды может не хватить на питьевые нужды. Если осенью не будет достаточно дождей, вот тогда настанет именно гуманитарная катастрофа», – пояснил в комментарии «Апострофу» заместитель директора украинского Института водных проблем и мелиорации Михаил Яцюк.
Оккупационные «власти» пока только готовятся к тому, что ограничения будут более жесткими. Для социальных учреждений планируется закупка баков для хранения воды, но пока все остается на уровне разговоров.
Кульбиты пропаганды
Российская пропаганда в вопросах, касающихся воды, за шесть лет аннексии претерпела своего рода «эволюцию». Перед оккупационным «референдумом» крымчан убеждали, что Киев под давлением Москвы будет вынужден продавать на полуостров воду.
Как только вентиль в Херсонской области перекрыли, оккупационная администрация заявила, что Крым обойдется без воды из Днепра. В течение 2015-2016 годов региональное «правительство» Сергея Аксенова буквально фонтанировало водными прожектами, начиная от идеи опреснения морской воды и заканчивая строительством «водовода» с территории Кубани. Дальше громких слов дело не пошло.
Все свелось к варварской эксплуатации подземных источников, что привело к минерализации воды и засолению почв в степной части Крыма. На тот момент все заявления российских чиновников сводились к тому, что с водой «проблем нет», но в ее нехватке виновата Украина.
После экологической катастрофы, вызванной нехваткой технической воды для химических предприятий на севере Крыма, местное начальство в очередной раз сменило пластинку. «Спикер» оккупационного «парламента» республики Владимир Константинов заявил, что днепровская вода полуострову «не нужна». Якобы на материковой части Украины ее специально загрязняли, чтобы травить крымчан.
Что предпримет Москва?
В этом сезоне российские чиновники нашли еще одну причину: в Крыму проблемы с водой, как заявил глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов, якобы возникли из-за дырявых водопроводных труб. На самом деле, Москва и «власти» региона за этими словесными ухищрениями пытаются скрыть простой факт: снятие блокады со стороны материковой Украины – единственный способ полноценно обеспечить регион водой.
«Москва не станет публично просить Киев помочь с водой, дабы не потерять лицо и не демонстрировать слабость в глазах крымчан. Они (российские власти – «Апостроф») и далее будут делать вид, что для них ситуация под контролем. Имперский стиль россиян сводится к тому, чтобы их желания выглядели именно как инициативы и уступки со стороны Киева», – пояснил в беседе с «Апострофом» глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Теперь основной вопрос – как именно российское руководство заставит Киев, как минимум, ослабить «водную удавку». Президент РФ Владимир Путин, который на днях незаконно посетил полуостров, вскользь затронул проблему воды, сказав, что «этот вопрос мы еще должны дорешать, и мы это сделаем».
«Кремль и далее будет кулуарно продавливать вопрос воды для полуострова. В том числе, на это указывает и недавнее заявление Кравчука. Не думаю, что россияне сейчас пойдут на какие-то крайние меры. К тому же лето подходит к концу. Кремль сейчас отвлечен на другие вопросы: коронавирус, история с Навальным, протесты в Хабаровске, ситуация в Беларуси. Полагаю, что сейчас основное внимание приковано именно к Минску», – добавил Вадим Карасев.