В Украине достаточно часто разворачиваются жаркие дискуссии относительно того, какую же зарплату должны получать госслужащие. Обычно украинцы делятся на два лагеря – тех, кто поддерживает достойную оплату труда, как предохранитель от коррупционных рисков, и тех, кто предлагает чиновникам прожить на минимальную зарплату. Сколько же должен получать работник государственной службы, своими мыслями в эфире Апостроф Live поделилась государственная уполномоченная Антимонопольного комитета Украины в 2015-2019 годах АГИЯ ЗАГРЕБЕЛЬСКАЯ.
– Можете ли вы, как бывший госслужащий, сказать, какой должна быть зарплата, чтобы человек был на своем посту эффективным?
– Во-первых, это зависит от того, о каком именно органе мы говорим. Потому что в любом случае все равно эти зарплаты должны быть дифференцированными в зависимости от функций, которые возложены на это лицо, ответственности и другого.
Если говорить, например, об Антимонопольном комитете Украины, то в среднем, когда я работала в АМКУ, наша зарплата составляла около 25 тысяч гривен. Это те деньги, которые мы получали по результатам на руки. Я не считаю, что это достаточная зарплата для государственного уполномоченного Антимонопольного комитета. Почему – потому что нужен высокий уровень знаний для этого лица, и тем более, тут очень высокий уровень искушения.
Как бы там ни было, но с другой стороны в качестве оппонентов выступают влиятельные монополисты и другие. Конечно, для того, чтобы с ними бороться эффективно, надо и иметь соответствующие знания и опыт, и достойную заработную плату для того, чтобы иметь возможность прокормить себя и свою семью. Но при этом также неуместны, мне кажется, те заработные платы, о которых сейчас идет речь. (В эфире говорят о том, что гендиректор "Укрпочты" Игорь Смелянский за январь 2020 года получил 1 млн 887 тыс грн).
Это действительно очень высокие заработные платы, и вряд ли можно где-то в частном секторе так легко такие предложения найти. Это во-первых. Во-вторых, мы говорим о заработной плате у государственного монополиста, так что здесь надо еще и посмотреть на размеры заработных плат именно с точки зрения антимонопольного законодательства. Смог бы он получать такие заработные платы, если бы предприятие работало на конкурентном рынке, и был бы у этого предприятия такой уровень доходов, чтобы эти заработные платы платить. Если мы говорим о конкурентном рынке, то вряд ли мы найдем у руководства частных операторов, работающих по отдельным сегментам, где также работает "Укрпочта", подобный уровень заработных плат.
– У некоторых министров, мы слышали, что по 100 тысяч гривен есть зарплаты, у кого-то 60-70 тысяч. Является ли это гарантией того, что человек будет работать эффективно, что человек не будет соблазняться на какие-то коррупционные риски?
– Однозначно нет. Это исключительно создает для этого человека условия, в которых он может не соблазняться на коррупционные риски и работать эффективно. То есть достойная заработная плата – это условия, которые создает государство для этого человека. А дальше все зависит от двух факторов. Во-первых, от самого человека – какие у него моральные качества и прочее, как происходил отбор этого человека. Действительно ли он происходил прозрачно и конкурентно, или какие-то олигархи или влиятельные бизнесмены имели возможность интегрировать специально в этот орган своего человека, чтобы он лоббировал их интересы.
Во-вторых, это то, насколько в Украине действует принцип неотвратимости наказания. И не важно, на самом деле, каким будет срок наказания: или 5 лет, или пожизненное содержание – в данном случае важен сам факт наказания. Чтобы лицо было привлечено к уголовной ответственности, чтобы оно получило это наказание. И соответственно, чтобы оно чувствовало моральное клеймо, видимое и юридическое, которое заключается в определенных ограничениях его прав.
Если же приговоров нет, раз лица берут взятки, и не несут за это ответственность, если они лоббируют интересы отдельных бизнес-групп, а не граждан, им фактически платят заработную плату, и им за это ничего не будет, то соответственно да, государство создало условия, дало достойную заработную плату. Но то, что оно не применяет по отношению к этим лицам ответственность за их коррупционные действия, оно словно дает им знак: получай нормальную зарплату, но можешь брать параллельно взятки, и мы этого не увидим, и мы не будем на это обращать внимание. Поэтому, конечно, только от заработной платы такого эффекта не будет.
– По вашему мнению, как найти тот баланс? С одной стороны, слишком низкие зарплаты не мотивируют людей идти на эту работу, большие – не предотвращают коррупционные риски. Как не сделать перекос?
– Конечно, это сложно. По отношению к каждому государственному органу нужно этот вопрос рассматривать отдельно. Если мы, например, говорим о регуляторах, то еще имеет значение не только уровень заработной платы, но и то, насколько он зависит от других государственных органов, если мы говорим о независимых регуляторах.
Потому что, если у тебя сегодня большая заработная плата, но завтра какой-то чиновник может сделать из нее маленькую, если ты примешь какое-то решение, которое не будет его устраивать, то, конечно, это также ни к каким положительным результатам не приведет. К каждому органу нужно подходить отдельно, смотреть, но одновременно надо понимать, что мы не должны мотивировать чиновников исключительно заработной платой. Здесь имеет значение еще также престиж государственной службы.
Если на государственной службе работать будет престижно, если государство со своей стороны будет ассоциироваться у людей с каким-то положительным явлением, если человек после государственной службы сможет нормально трудоустроиться, и он получает определенный билет в жизнь - например, те же студенты или лица, имеющие определенный опыт, но при этом еще не имеют такого бэкграунда, достаточного и влиятельного – то соответственно эти лица будут заинтересованы в том, чтобы даже за небольшую заработную плату работать. То же самое касается и социального пакета: насколько человек защищен с точки зрения медицинского обеспечения и прочее.
Поэтому здесь надо не только подходить к тому, чтобы найти тот оптимальный уровень заработной платы, но и к тому, чтобы найти государству другие мотивирующие механизмы, которые будут не только выражаться в финансовом обеспечении, но и в каких-то дополнительных опциях. Какие преимущества будет оказывать ему эта государственная служба.