RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Санкции против олигархов: Офис Зеленского ввязывается в опасную игру

Банковая рискует нарваться на ответный удар

Банковая рискует нарваться на ответный удар Фото: Апостроф / Александр Гончаров

В пятницу, 18 июня, Офис президента Владимира Зеленского продолжил "санкционное наступление" на олигархов. На этот раз ударили по скандально известному предпринимателю и собственнику Group DF Дмитрию Фирташу. Формально он получил санкции за то, что его предприятия продолжают работу на оккупированных территориях и их продукция может подпитывать российскую оборонку. На самом деле, это только часть общей картины. Почему Банковая ударила по олигарху, и чем эта история в перспективе может грозить Владимиру Зеленскому, читайте в материале "Апострофа".

Фирташ, Фукс и "Ростех"

Совет национальной безопасности и обороны по итогам заседания, проведенного в пятницу, 18 июня, ввел санкции против шести физических и четырех юридических лиц, которые предположительно связаны со спецслужбами РФ, а также причастны к организации кибератак.

Как сообщил журналистам секретарь СНБО Алексей Данилов, персоны, попавшие под санкции, "непосредственно причастны к разработке вируса NotPetya". Они также причастны к организации кибератаки на объекты критической инфраструктуры страны. Конкретные имена и названия организаций господин Данилов не назвал.

Зато секретарь СНБО сообщил, что санкции были введены против двух крупных отечественных бизнесменов – Дмитрия Фирташа и Павла Фукса.

"Что касается господина Фирташа, то санкции касаются его участия в титановом бизнесе, поставок сырья, которое потом идет на военные предприятия РФ. Мы не можем допустить, чтобы это продолжалось", - заявил Алексей Данилов. По его словам, под санкции также попали предприятия, которые "непосредственно аффилированы с военно-промышленным комплексом РФ и использовали этот титан в военной сфере".

Касаясь персоны господина Фукса, Алексей Данилов пояснил, что санкции против бизнесмена касаются компании "Голден деррик". Как утверждают в СНБО, предприятие незаконно получило лицензии на добычу углеводородов в Украине.

Президент Владимир Зеленский следом уточнил, что санкции также были введены и против гендиректора российской госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова, связанного с президентом Владимиром Путиным. "По предложению СНБО принято решение о применении санкций в отношении Фирташа Д.В., Фукса П.Я., Чемезова С.В., Шелкова М.Е.", - написал глава государства в своем Telegram-канале.

Экспертное сообщество восприняло сообщения о санкциях против Дмитрия Фирташа и Павла Фукса в целом без удивления.

"По Фирташу было очевидно, что рано или поздно санкции будут. Его титановые предприятия работают в Крыму – на оккупированной территории, под российской юрисдикцией. При этом титан идет с украинской стороны. Плюс есть расследования американцев по Фирташу. Как минимум, две причины для санкций. Не исключены дальнейшие действия в отношении бизнесмена. Например, возможны шаги в сторону демонополизации его положения на газовом рынке", - отметил в комментарии "Апострофу" руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

Игра на раскол ОПЗЖ

Формальные поводы для санкций представляют собой лишь часть общей картины. Помимо экономических вопросов есть и политические мотивы для удара по Дмитрию Фирташу. Известно, что господин Фирташ является влиятельным партнером той части ОПЗЖ, которую за глаза называют "газовиками". Речь идет о Сергее Левочкине и Юрии Бойко.

После атаки Офиса президента на скандального кума президента РФ Виктора Медведчука (глава политсовета ОПЗЖ), "газовики" оказались в достаточно удобном положении. Они под удар не попали, а в перспективе получили возможность перехватить влияние у группы Медведчука-Рабиновича. В большей части политических сил, которых принято называть пророссийскими, кремлевского кума недолюбливают за попытки подмять это политическое поле под себя.

Пророссийские силы недолюбливают МедведчукаФото: Апостроф / Александр Гончаров

"Офис Зеленского уже начал подготовку к следующим президентским выборам. Банковая, с одной стороны, выбивает Петра Порошенко с национал-демократического поля, а с другой – пытается взять под контроль электорат юго-востока, ориентирующийся на ОПЗЖ. Был расчет, что ОПЗЖ расколется под напором санкций и ударов по Виктору Медведчуку, но не вышло. И теперь посредством санкций Офис президента хочет склонить "газовиков" к нужным действиям. Дмитрий Фирташ прекрасно все это видит, и сейчас придет договариваться о компромиссах", - пояснил в комментарии "Апострофу" политический эксперт Виктор Небоженко.

Есть и другой важный момент: "газовики" сами по себе немонолитны. "Фирташ, Бойко и Левочкин имеют общие политические и финансовые интересы. Тем не менее, каждый из них тоже ведет свою игру. Фирташ давно находится за пределами Украины. В то же время, Левочкин и Бойко сейчас близки к Банковой. И весьма не против того, чтобы ослабить своего компаньона и попытаться подмять под себя его активы – это касается в том числе и телеканала "Интер", который очень давно хочет окончательно взять под свой контроль Левочкин. Санкции тут могут помочь", - говорят "Апострофу" источники в ОПЗЖ.

Кто следующий?

Кроме всего прочего, санкции – весьма удобный инструмент наращивания президентского рейтинга. Общество благосклонно принимает простые, но эффектные решения: атаки на контрабандистов, лидеров криминального мира, а также попытки приструнить олигархов и принятие соответствующего законопроекта. Ведь общественный запрос на справедливость, который во многом и помог Владимиру Зеленскому стать президентом, никуда не делся.

То, что санкции не могут быть введены против граждан Украины (только если они не финансируют терроризм), остается за кадром. Главное, что народу нравится, как власть расправляется с разного рода "подлецами". Офису президента ради укрепления политических позиций придется наращивать темп в этом направлении.

Кого могут прихватить? Некоторые эксперты называют потенциальной жертвой Зеленского пятого президента Петра Порошенко. Будучи одним из самых опытных и хитрых отечественных политиков, Петр Алексеевич понял куда дует ветер еще в самом начале войны Банковой с Виктором Медведчуком. В окружении пятого президента всерьез испугались, что власти, ударив по медийным и финансовым активам Виктора Медведчука, переключатся на него.

Тем более, известный нефтепродуктопровод оказался в руках персон, близких к Виктору Медведчуку, не просто так. Петр Порошенко, будучи президентом, не мог не знать об этой сделке. Дабы спасать активы от возможных санкций, Петру Алексеевичу пришлось срочно "покупать" телеканал "Прямой", который и так с ним связывали.

Сторонники пятого президента постоянно упрекают власть в том, что все действия Банковой в отношении олигархов (прежде всего, санкции, наскоки на ОПЗЖ и законодательные изменения) якобы направлены исключительно против Петра Порошенко. Хотя пока все расследования, в которых фигурирует бывший "гарант", не имели для него существенных юридических последствий.

"Санкции против Петра Порошенко – это из области публицистики. Но что касается закона об олигархах, то Петр Алексеевич четко подпадает под критерии, обозначенные в проекте. Его и ранее называли олигархом, наряду с Ринатом Ахметовым, Игорем Коломойским, Виктором Пинчуком и прочими. Поэтому Петр Порошенко и его команда боятся этого законопроекта, понимая, какие могут быть последствия", - говорит Владимир Фесенко.

Петр ПорошенкоФото: Апостроф / Роман Петушков

В то же время, показательно, что в последнее время практически перестала звучать фамилия Игоря Коломойского. Тот, похоже, на фоне нынешних скандалов тихонько отсиживается, стараясь нигде особо не "отсвечивать".

Риски для Зеленского

Для власти санкции оказались своего рода политическим допингом, но риски для Банковой повышаются с каждым днем.

"Инициатива сейчас на стороне власти, но преимущество Банковой условно. Олигархи остаются влиятельными игроками, союзники которых представлены во многих структурах. Те, кто получил санкции (Медведчук, Фирташ, Фукс и прочие), могут пойти на тактический союз с теми, кто рискует попасть под санкции. Таковых немало. Они все еще способны устроить Офису президента вырванные годы. Виктор Янукович может рассказать в красочных подробностях, как оно бывает, когда против тебя объединяются все. Осенью как раз закончится летнее политическое затишье, вновь станут актуальными рост тарифов ЖКХ, рынок земли, подвижки по Донбассу (ведь Запад говорит, что альтернативы "Минску" нет). Черный лебедь может прилететь откуда угодно. Если власть замахнулась, то нужно бить. Иначе им будет плохо", - отметил в разговоре с "Апострофом" политический аналитики Руслан Бизяев.

Видимо, на Банковой полагают, что если получилось заткнуть за пояс путинского кума, то и остальных можно "подвинуть" без особых сложностей. Правда есть одно важно отличие. В ОПЗЖ, качая зимой тему "тарифного майдана", не подозревали, что ОП может начать так "беспредельничать".

Для группы Виктора Медведчука санкции и уголовные дела стали холодным душем. Они попросту оказались не готовы к жесткому противостоянию, что было заметно по вялым действиям партии в Верховной Раде: бессмысленные блокирования трибуны, голословные заявления об импичменте Владимиру Зеленскому, угрозы в адрес несуществующих "фашистов", приправленные коммунистическими песнопениями. Теперь игра идет в открытую, и главы ведущих финансово-промышленных групп в целом понимают, что власть, оседлав санкционную волну, уже просто так не остановится. А значит, могут последовать удары в ответ…

Читайте также

Новини партнерів