RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Покушение на Шефира власть хочет использовать для рейтинга - экс-замген­­прокурора

Следствие должно рассматривать разные версии этого преступления

Следствие должно рассматривать разные версии этого преступления Алексей Баганец Фото: facebook.com/obaganets

22 сентября неизвестные расстреляли автомобиль первого помощника президента Владимира Зеленского, Сергея Шефира под Киевом. В результате нападения, водитель Шефира получил огнестрельные ранения. Примечательно, что машина имела номера прикрытия, поэтому возникает вопрос, как злоумышленники смогли ее вычислить? Что и кто стоит за расстрелом автомобиля, сопровождали ли машину Шефира перед нападением, и действительно ли целью стрелка был помощник Зеленского, в эфире Апостроф Live на АпострофTV рассказал АЛЕКСЕЙ БАГАНЕЦ - заместитель генерального прокурора Украины в 2014-2015 годах.

- По вашему мнению, нападение на автомобиль Сергея Шефира - это запугивание или реальное покушение на убийство?

- Говорить о запугивании не стоит. Кто бы в машине не ехал - должностное лицо или просто гражданин - по этой машине были сделаны конкретные выстрелы, причем прицельные, из огнестрельного оружия. Поэтому, конечно, здесь речь идет только о покушении.

Но я не совсем разделяю точку зрения, которая в основном обсуждается в СМИ о том, что это уголовное преступление совершено исключительно по политическим мотивам, чтобы отомстить или запугать президента. Следователям и прокурорам нужно говорить не о вызове системе, а о том, что совершено дерзкое преступление. Тем более, особо тяжкое преступление, связанное с посягательством на жизнь человека, кто бы в той машине не сидел. И совершенно недостаточно обсуждать мотивы и версии совершения преступления, сосредотачиваясь только на фигуре первого помощника президента. Это говорит об ограниченности тех людей, которые выражают такую точку зрения, потому что любой следователь, который закончил высшее юридическое учебное заведение, знает, что когда совершается преступление, надо рассматривать все версии.

- "Украинская правда" со ссылкой на собственные источники, сообщила, что в августе между Владимиром Зеленским и Сергеем Шефиром произошла серьезная ссора. Шефир даже вывез вещи из Офиса и демонстративно не появлялся на Банковой. Сегодня же Шефир не раз повторил, что никаких конфликтов у него в ОП нет и быть не может. Это же не могли быть какие-то разборки интеллигентных людей?

- Позиция так называемого потерпевшего, если предположить, что совершено покушение на убийство именно Шефира, не является достаточным основанием для того, чтобы отвергать эту версию или наоборот сосредоточить внимание на расследовании именно этого мотива. Это говорит о том, что мы выслушали позицию только одного человека. Конечно, надо допрашивать всех членов команды, которая работает в ОП, чтобы выяснить, не было ли причин лишить жизни Сергея Шефира на основании личных неприязненных отношений между членами команды президента. Такая версия должна быть отработана обязательно и в полном объеме. Тем более, если об этом начали говорить журналисты.

- Известно, что на машине были номера прикрытия. Это может свидетельствовать о том, что машину сопровождали?

- Это тоже одна из версий , которая говорит о том, что это убийство или покушение на убийство предварительно готовилось. То есть, пробивалась не только машина, на которой ездит Шефир. Мы же не знаем, ездил ли он все время на одной машине или на нескольких, на каких номерных знаках, какая марка этого автомобиля, какой у него конкретный маршрут. Это тоже свидетельствует о том, что это преступление готовилось. Кем? Это должно установить следствие.

Но я еще раз говорю: концентрировать внимание только на том, что готовилось убийство Сергея Шефира, я бы тоже не стал. У нас еще есть фигура водителя, который как раз и пострадал. Это раз. Во-вторых, если вы обратите внимание на саму машину, на место расположения пробоин, то вы увидите, что велся прицельный огонь именно по тому месту, где находился водитель.

- Это нам сказал и Юрий Колесников. Кроме того, он отметил, что это дело очень похоже на расстрел машины, где погибла Амина Окуева. Всю банду Редькина, которую подозревали в этом, отпустил суд. Он говорит то же самое, что и вы.

- У меня тоже такая позиция. Это видно, прежде всего, по результатам осмотра места происшествия, учитывая повреждения машины, а также по тому факту, что пострадал именно водитель, а не Сергей Шефир. Простите, сегодня Сергей Шефир заявляет, что у него не было никаких конфликтных ситуаций с членами ОП. Это говорит о том, что надо отрабатывать, были ли у него лично какие-то конфликты, и не обязательно с членами Офиса президента, а вообще в его личной жизни. Не было ли у него врагов, которые могли бы желать ему смерти?

- Почему водитель, по вашему мнению? Он что-то знал, видел? Он же восемь лет у него работал.

- Не исключаю, что он мог быть очевидцем или знать о какой-то ситуации, которую не хотели сделать достоянием общественности. Это раз. И не надо забывать о том, что у водителя Сергея Шефира есть и своя личная жизнь. Могут быть имущественные и личные конфликты. Это следствие должно отрабатывать для того, чтобы исключить версию о том, что преступление было направлено именно на водителя Сергея Шефира.

- Может это событие вскрыть конфликты внутри команды Офиса президента? Например, люди же могут переживать за свою жизнь, вариантов куча.

- Чисто теоретически так. Но я не верю в практическую реализацию этой версии, поскольку сегодня вряд ли органам досудебного расследования позволят копаться в кухне Офиса президента. Сергей Шефир не был той фигурой, которая могла диктовать свои условия или препятствовать тому же руководителю Офиса президента, иметь большее влияние на президента, чем он сам. Особенно в последнее время я не слышал, чтобы Шефир имел большее влияние на президента чем глава ОП. Не было оснований давить на того же Зеленского через посягательство на жизнь Сергея Шефира. Ну не верится.

Я понимаю, что власть, не только эта, но и предыдущая, которая царила в Украине, пытается даже уголовное преступление использовать с целью поднятия своего рейтинга. На это указывает и выступление самого президента, и выступление его советников. А называть причиной или поводом для совершения этого преступления попытки принять закон об олигархах - это еще раз меня склоняет к версии, что власть хочет использовать это дерзкое уголовное преступление для поднятия своего рейтинга.

- Шефир на брифинге сказал, что водитель - обычный парень. Но несмотря на ранение, он смог вести автомобиль. Нужна ли какая-то подготовка, чтобы так себя вести в подобной ситуации, или так просто совпало?

- Я склоняюсь к тому, что это совпадение факторов, эти ранения не оказались такими, которые помешали бы ему остаться в живых и даже управлять машиной в течение какого-то времени. Это стечение обстоятельств.

Опять же, люди такого ранга всегда пытаются подбирать себе в качестве водителей людей неординарных - таких, которые имеют длительный опыт работы за рулем, или же тех, которые бывали в экстремальных ситуациях. Например, участвовали в боевых действиях на востоке Украины и так далее. То есть опытных и смелых, которые в такой ситуации не бросят своего руководителя или старшего коллегу на произвол судьбы, а будут пытаться вывезти его из зоны обстрела.

- Теперь водитель становится слишком ценным свидетелем по этому делу?

- Это зависит от того, какую роль он играл в этом деле. Если он просто был водителем машины человека, на которого было совершено покушение - это одно. А если он сам был объектом, на который совершалось покушение, это совсем другое. Может, действительно, ему грозит опасность, и работникам Национальной полиции сейчас ему надо обеспечить охрану, чтобы не удалось реализовать преступление, которое было направлено именно против него. Я, например, это тоже допускаю.

- Кому это выгодно, по вашему мнению?

- Почему я не разделяю версию власти? Потому что, например, оппозиции это не выгодно, ведь это будет поднимать рейтинг Зеленского. Оппозиции не выгодно действовать против президента в этой ситуации еще и потому, что это может вызвать жесткий ответ со стороны государственных органов и органов правопорядка. Тем более, они все сегодня подчинены по вертикали именно президенту. Упреки в том, что какие-то внешние силы хотят таким образом надавить на президента, чтобы он сошел с того курса, который он проводит - это тоже фантазии. Я больше чем в этом уверен.

Читайте также

Новини партнерів