RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Политика

Опасность после Тупицкого: в какой ситуации оказался Конститу­ционный суд

Сейчас очень важно, чтобы КС работал полноценно и в полном составе

Сейчас очень важно, чтобы КС работал полноценно и в полном составе Фото:

В воскресенье, 15 мая, завершился 9-летний срок пребывания на должности судьи Конституционного суда (КСУ) скандального Александра Тупицкого, которого после полномасштабного нападения РФ на Украину неоднократно видели в Вене и против которого США еще в декабре прошлого года ввели персональные санкции. Собственно, противостояние главы КСУ Тупицкого и Офиса президента фактически на полтора года парализовало работу ключевого суда страны. Уже сейчас появляются сообщения о том, кто станет новым главой суда. Называют Оксану Грищук, которая является дочерью бывшего исполняющего обязанности председателя Высшего совета правосудия Виктора Грищука, а также Александра Петришина. Оба стали судьями КСУ по квоте Президента. Впрочем, в КС сложилась опасная ситуация с кворумом. О том, как дальше работать Конституционный суд "Апострофу" рассказал научный консультант по правовым вопросам Центра Разумкова, судья КСУ в отставке Петр Стецюк.

С правой точки зрения, истечение 9-летнего срока Тупицкого на должности означает, во-первых, что его полномочия как судьи КСУ прекращаются на основании, предусмотренном ст.149/1 Конституции Украины ("окончание срока полномочий"), и данное лицо не является, и не может больше являться судьей КСУ как таковым вообще.

Во-вторых, следствием прекращения полномочий судьи КСУ Тупицким является автоматическое прекращение им председательства в КСУ. С 16.05.2022 г. (со дня следующего, после прекращения полномочий судьи) у КСУ нет председателя КСУ, а есть только судья КСУ, который временного исполняет его полномочия.

В-третьих, конституционный состав КСУ 16 апреля уменьшился до 14 (из 18 предусмотренных Основным Законом государства) судей. Учитывая четкое законодательное требование о том, что КСУ полномочен осуществлять конституционное производство, если в его составе есть по меньшей мере 12 судей КСУ, которые получили полномочия в соответствии с действующим законодательством. Поэтому суд оказался в опасной ситуации касательной своей дееспособности как таковой. Последняя крайне важна для полноценного функционирования национального государственного механизма в целом и обеспечения действенности конституционного принципа разделения властей государственной власти в частности.

Таким образом, на 16.05.22 г. в КСУ есть 4 вакансии судей: 1 по квоте Президента Украины, 1 по парламентской (ВРУ) квоте и 2 по квоте съезда судей Украины. Причиной во всех четырех случаях стало истечение сроков полномочий судей КСУ или их увольнение в отставку (все эти случаи предусмотрены Конституцией Украины). Законом предусмотрены сроки, не позднее которых должны состояться назначения новых судей КСУ. В предыдущие годы эти сроки часто не соблюдались. Однако, учитывая сегодняшнее тяжелое состояние в государстве, надеемся, что эти сроки не будут вновь нарушены. Никакой формальной причины не назначать новых судей КСУ главой государства, парламентом и съездом судей сегодня нет.

Часто звучит вопрос: является ли отсутствие главы КСУ критической ситуацией для полноценного функционирования КСУ? Вовсе нет. При отсутствии председателя КСУ его обязанности исполняет заместитель председателя КСУ, а при отсутствии замглавы КСУ – самый старший по возрасту судья КСУ. В практике деятельности КСУ такие ситуации случались неоднократно. В конце концов, последние несколько месяцев де-факто такие обязанности исполняет заместитель председателя КСУ Сергей Головатый.

Однако длительное отсутствие главы КСУ как такового, очевидно, не является нормальным. КСУ как единственный орган конституционной юрисдикции, гарант обеспечения верховенства Конституции Украины должен функционировать не только в полном своем составе, но и со всеми предусмотренными Основным Законом государства атрибутами. Это особенно важно в настоящее время, когда от всех органов государственной власти требуется четкое исполнение своих конституционных полномочий и обязанностей. Тем более, что никаких формальных (юридических) препятствий в избрании судьями КСУ нового главы – нет.

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин

Новини партнерів