Пока самый богатый олигарх Ринат Ахметов в интервью Washington Post рассказывает о том, как он начинал свою деятельность с игры в подкидного дурака, его коллега Игорь Коломойский после громкой передачи его активов в "Укрнафте" и "Укртатнафте" под управление государства, похоже, решил аккуратно "насолить" государству посредством своих российских контактов. Захотят ли на Банковой окончательно избавиться от связей со своим партнером, и какая судьба ждет олигарха после окончания войны – читайте в материале "Апострофа".
Уже больше месяца прошло после того, как 7 ноября секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов заявил, что решением СНБО активы "Укрнефть" и "Укртатнефть" переданы в управление Министерства обороны. Здесь следует напомнить, что НАК "Нафтогаз Украины" принадлежит 50%+1 акция "Укрнафты", еще 42% владели компании группы "Приват" Игоря Коломойского и его партнеров. "Приват" осуществлял операционный контроль над компанией с февраля 2003 года, фактически управляя ею в ручном режиме через своих ставленников. В свою очередь, в "Укртатнафте" "Нафтогазу" принадлежит 43,05%, остальные акции были распределены между оффшорными компаниями, бенефициаром части которых также выступает Коломойский, которого называли фактическим владельцем главного актива компании - Кременчугского НПЗ, который весной этого года разрушили россияне.
Молчаливый Коломойский, которого не слышно было с самого начала широкомасштабного нападения на Украину, похоже, решил ответить на национализацию этих стратегических объектов асимметрично - и снова занялся "Приватбанком". После того, как в сентябре 2021 года Лондонский арбитражный суд вынес окончательные решения по начатым против банка разбирательствам, отклонив все исковые требования против банка, он решил перенести судебные баталии в Украину, привлекая своего российского знакомого из Швейцарии, олигарха Владимира Йориха.
Последний, бывший совладелец одной из крупнейших российских металлургических корпораций "Мечел", через свою компанию Pala Assets Holdings Ltd в украинском суде пытается признать незаконной техническую процедуру национализации Приватбанка бейл-ин. В частности, договор о приобретении акций, заключенного между ПриватБанком и UK SPV 20 декабря 2016 г., которым обязательства ПриватБанка перед UK SPV были обменены на акции дополнительной эмиссии банка при выводе ПриватБанка с рынка с участием государства. Фактически это очередная попытка отменить национализацию "Привата" в суде.
Очередной "наезд" днепровского олигарха на "Приват" совершенно не случаен. Он, как и коллеги по цеху, оказался в неудобном положении с началом войны, говорит "Апострофу" политический эксперт Виктор Небоженко.
Читайте: "Постричь" Жеваго: почему власть взялась за олигарха
"Для всех олигархов, в том числе Ахметова и Коломойского, война была большой неприятностью, потому что умеют воровать и эксплуатировать только в мирное время, а во время войны все должно работать на оборону и победу, а олигархи, оказывается, мешают этому. На самом деле, мы стоим перед необходимостью национализации олигархических структур во время войны – вы никогда не организуете военную экономику, если ее часть принадлежит олигархам, вот и все", – говорит эксперт.
Коллега Небоженко, политолог Алексей Голобуцкий напоминает, что токсичность Коломойского никуда не делась, а у нашего нынешнего главного спонсора – США – множество вопросов олигарху. По словам эксперта, то, что он до сих пор не в Америке и пока не отвечает на вопросы правоохранительных органов – исключительно результат войны, а украинские власти заинтересованы в том, чтобы с ним распрощаться.
"Влияние Коломойского же не только на деньгах и связях основывается - а в том числе на контроле над очень конкретными группами депутатов Верховной Рады. Зеленский хочет от них избавиться, как только сможет. То есть, как только наступит мир и будет снято военное положение и будут объявлены выборы – будет сделано все, чтобы эти люди не остались в Раде, как и соответствующие связи – для этого Зеленский имеет все возможности", - говорит Голобуцкий.
Он обращает внимание на еще один интересный аспект: после войны никто Украине деньги на восстановление давать просто так не будет, это уже ясно и из последних сообщений, когда "заморожеными" на Западе якобы оказались не 300, а 100 млрд российских золото-валютных резервов. Соответственно, считает эксперт, высока вероятность того, что нам скажут – у вас достаточно своих денег, которые лежат на западных счетах и были украдены Игорем Коломойским, Константином Жеваго и другими. И если на Западе готовы разрушить правила, впервые "заморозив" российские резервы и отдав их нам, то вопрос олигархов точно будет поднят. Ожидать, пока мы будем реформироваться и бороться с коррупцией никто не будет – слишком большие деньги на кону. Поэтому, отмечает Голобуцкий, "вопрос Коломойского" решится, как только завершатся боевые действия.
Не столь оптимистичен по отношению к изменению отношения Банковой к Коломойскому Виктор Небоженко. По его мнению, государство просто взяло его активы в "Укрнафте" и "Укртатнафте" "на хранение", Коломойский просто не может управлять ими во время войны. После ее завершения активы олигарха вернут назад – это фактически форма сохранения старой олигархии и разделения собственности между новыми и старыми олигархами, поэтому речь не идет о национализации состояния олигархов, им просто помогают выжить.
С коллегой соглашается политолог Евгений Магда, который обращает внимание на то, что поступление сырой нефти в Украину уменьшилось, мы закупаем в основном готовые нефтепродукты, соответственно, Коломойскому "Укрнафта" и "Укртатнафта" сейчас вряд ли нужны.
"Конфискация его акций в упомянутых компаниях государством может быть своеобразной "оптимизацией" бизнеса. Кроме того, натура у Коломойского такова, что он всегда огрызается и будет это делать тогда, когда ему удобно, а сейчас –"не ко времени" его дергать, поэтому чувствует олигарх себя комфортно и будет себя так чувствовать. И только после победы ему может угрожать вояж в Америку, не раньше, но тогда посмотрим. Им проще сменить власть и получить все", - говорит Магда "Апострофу".
По его мнению, Запад будет давать нам средства так, что прихватить миллиард-другой бесконтрольно или "выменять" их на какие-то нужные американцам вещи просто невозможно. Похоже, это так и не поняли ни на Банковой, ни в штаб-квартирах украинских нуворишей.
"Крупные олигархи – Ярославский, Ахметов, Коломойский, другие – по-прежнему имеют возможность пойти на компромисс с Офисом президента, национальные интересы не учитываются ни одной из сторон. Вот Черчилль после начала Второй мировой не церемонился с "денежными мешками" и олигархическими доходами – Британии нужно было выжить. А у нас хитрят, хитрят и еще раз хитрят", - заключает Виктор Небоженко.