В субботу, 2 сентября, Служба безопасности Украины (СБУ), Бюро экономической безопасности (БЭБ) и Офис генерального прокурора вручили официальное уведомление о подозрении олигарху Игорю Коломойскому по нескольким статьям Уголовного кодекса Украины. Эту информацию журналистам подтвердили источники в правоохранительных органах, а также официальные представители СБУ. В чем суть происходящего и какие последствия для Игоря Коломойского все это будет иметь, читайте в колонке эксперта по вопросам безопасности Ивана Ступака, специально для "Апострофа".
Согласно сообщению СМИ, подозрение Коломойскому выдано по статьям 190 (мошенничество) и 209 (легализация или отмывание преступно полученного имущества) Уголовного кодекса Украины.
Вручение уведомления о подозрении произошло в ходе обыска, и прокуроры планируют подать ходатайство о мере пресечения, предположительно с возможностью залога, сумма которого будет связана с ущербом, нанесенным обвиняемым.
Служба безопасности Украины официально подтвердила вручение подозрения и сообщила, что в период с 2013 по 2020 год Коломойский проводил операции по легализации более полумиллиарда гривен путем вывода средств за пределы страны с использованием инфраструктуры контролируемых банковских учреждений.
Читайте: Оператор "Укрэнерго" обогатил компанию Коломойского на миллиарды - Госаудитслужба
Следствие, которое ведет Офис генерального прокурора, продолжает свою работу.
Ранее в феврале текущего года СБУ и БЭБ провели обыск в доме Игоря Коломойского в Днепре в рамках уголовных расследований, связанных с подозрениями в махинациях вокруг "Укртатнафты" и "Укрнафты". Перед этим, осенью прошлого года, в пользу государства у Коломойского были изъяты акции указанных предприятий, что означало фактический отъем активов.
Учитывая, что решение по акциям принимали на заседании Ставки верховного главнокомандующего, то и уголовные дела и, соответственно, обыски и другие следственные действия не могли проводиться без отмашки Банковой. Хоть олигарх утратил активы и существенную часть политических инструментов, Игорь Валерьевич остается влиятельным игроком, который все еще контролирует определенные бизнес-процессы.
Если бы кто-то из правоохранительных структур "просто так" пришел бы на его предприятия или к нему домой с обысками и тем более вручением подозрения, то сразу бы начались юридические последствия – выговоры, понижения в должности и тому подобное. Тем более сейчас, когда в условиях военного положения Офис президента жестко контролирует всю силовую вертикаль.
Уже во время обысков в доме у Коломойского бытовала версия, что отъем активов специально "завернули" в уголовные дела, чтобы потом олигарху и его партнерам после завершения войны было сложнее "отбить" эту историю в судах. Если указанная версия соответствует действительности, то у инициаторов может быть интерес сначала изъять акции "Укртатнафты" и "Укрнафты" в пользу государства, а затем при благоприятных условиях начать процесс приватизации, к которой допустят только "нужных" претендентов. Повторюсь, это только версия.
Вручение подозрения Игорю Коломойскому в такой ситуации выглядит логичным процессуальным действием, что лишний раз подтверждает, что инициаторы указанного действа находятся выше, чем руководство СБУ или БЭБ. Офис президента приносит в жертву интересы Игоря Коломойского ради сохранения диалога с Западом, особенно США, где олигарх имеет существенные проблемы с правосудием.
Если смотреть на ситуацию шире, то уголовное дело и обыски против нардепа Александра Дубинского, который выходит в орбиту Игоря Коломойского, а также отъем активов у другого олигарха Дмитрия Фирташа, указывают на то, что Офису президента приходится идти на уступки США, которые в силу разных причин заинтересованы в том, чтобы олигархи "кучмовского призыва" максимально утратили экономическое и политическое влияние в Украине. Тот факт, что свято место пусто не бывает, и на их место могут прийти олигархи "послевоенного призыва", похоже, никого не смущает. В том числе, из-за того, что и после завершения боевых действий и нашей победы над РФ у Запада все равно останутся существенные инструменты влияния на наш политикум.
Статьи за мошенничество и отмывание имущества, полученного преступным путем, выбраны были потому что следствию, скорее всего, проще собрать по ним доказательную базу, но тут важно иметь в виду, что наш Криминальный процессуальный кодекс, существенно отредактированный во времена Януковича, базируется на европейских стандартах законности, а с другой – ни одного человека с большими деньгами по нему еще не посадили. Впереди судебное разбирательство, в ходе которого будет ясно, кто реально лучше подготовился – сторона обвинения или юридическая команда Игоря Коломойского.
Читайте: Новое подозрение для Коломойского: СБУ и прокуратура сделали заявление