На днях в Службе безопасности Украины (СБУ) заявили, что угроза российского вторжения в Украину до сих пор сохраняется. Мол, Россия постоянно наращивает свой наступательный потенциал и регулярно проводит военные учения вблизи государственной границы Украины. Кроме того, происходит милитаризация оккупированного Крыма. Народный депутат Украины VIII созыва Елена Сотник в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказала, как Украине нужно реагировать на российские угрозы.
- По вашему мнению, могут ли эти действия со стороны России перерасти в наступление?
- Давайте начнем с Крыма. Его аннексия не была провокацией в отношении Украины. Аннексия Крыма - абсолютно спланированный шаг Путина. Ему были нужны эти территории с точки зрения безопасности, с точки зрения влияния на Турцию и другие страны.
- Это тот непотопляемый сухопутный авианосец?
- Абсолютно. То, что эта территория будет превращаться во все более и более мощную военную базу - это однозначно. Здесь вообще нет других вариантов. Чем дольше мир за этим наблюдает, выражая свою обеспокоенность и переживания по поводу аннексии Крыма, тем сильнее будет именно эта территория. Тем меньше шансов, что когда-нибудь Россия - не Путин, а именно Российская Федерация - отдаст эти территории. Потому как стратегически они оборонные, и мы это видим.
- И Навальный также говорит, что Крым - не бутерброд?
- Это большая проблема в головах россиян. Несмотря на то, что они демократы, имперские замашки остаются даже у демократов. Это большая проблема с осознанием, культурой, и даже с образованием и жизнью в России. Долгосрочная жизнь в России в этом нарративе империи влияет на всех, в том числе и на Навального. К большому сожалению. Поэтому у меня и нет ожиданий от него, как от супернового лидера, который может что-то изменить. Триггером он может стать, но глобально я бы не ожидала от него каких-либо серьезных изменений, в частности, в будущем для Украины.
Теперь интересный момент. СБУ говорит, что сохраняется опасность вторжения. Во-первых, она не просто сохраняется. Не мне говорить, все же я пять лет имела доступ к государственной тайне. Но тем не менее, можно говорить о том, что это системный подход Российской Федерации. Это было видно всегда, и об этом Служба безопасности Украины очень хорошо знает. И наши дипломаты, и наши военные очень хорошо понимают, что Российская Федерация не собирается ослаблять свое военное присутствие на границе с Украиной.
- То есть так будет если не всегда, то очень долго. Правильно?
- В принципе, так всегда выглядит гонка в секторе безопасности. Одна страна усиливается, другая - еще больше усиливается. Здесь большой вопрос к Украине: что мы с этим делаем? Мы наблюдаем, как Российская Федерация усиливается на наших границах, и ничего с этим не делаем? Или мы все же продолжаем реформирование армии, работу над стандартами НАТО.
Здесь даже не вопрос вступления в НАТО. Вопрос в том, чтобы мы отвечали этим стандартам и были сильной армией. Это большой вопрос. Я последний год почти не слышу министра обороны. Вы что-то слышите от министра обороны о том, что у нас происходит?
- Я слышу. У меня другого выхода нет, кроме как слышать все, что происходит в мире.
- Я тоже стараюсь наблюдать. Но на сегодняшний день не чувствую, что у нас есть какой-то квантовый скачек с точки зрения реформирования армии, что мы полтора года назад и сейчас достигли то и то. Конечно, кроме учений с ключевыми европейскими армиями и армией США, что также является важным.