Министр обороны Валерий Гелетей предложил строить украинскую армию по швейцарскому образцу, который предусматривает наличие небольшого количества профессиональных военнослужащих и многочисленного хорошо обученного и вооруженного кадрового резерва, способного в считанные часы встать под ружье. В отличие от Украины, в Швейцарии разрешено хранить армейское оружие в домашних условиях. По мнению экспертов, это лишь одна из многих причин, почему наша страна не готова использовать швейцарский принцип формирования вооруженных сил.
Идею создавать украинскую армию по швейцарскому образцу министр обороны Валерий Гелетей изложил в интервью телеканалу «1+1». «Я думаю, что оптимальным для нашего менталитета является все-таки швейцарский образец армии. Это призывная система, при которой каждый украинец должен будет понимать свое место в вооруженных силах в случае полномасштабной агрессии какой-либо страны или гибридной войны»,‒ пояснил господин Гелетей.
По его словам, при такой системе в мирное время кадровые офицеры и мирное население занимаются своими прямыми обязанностями, но в случае военной агрессии максимальное количество военнообязанных мобилизуются в вооруженные силы и сразу же приступают к выполнению поставленных задач.
Следует отметить, что Валерий Гелетей фактически заговорил о новом этапе реформирования вооруженных сил. В течение 23 лет существования независимой Украины действовали три программы реформирования армии. Все они предусматривали переход на контрактный принцип комплектования вооруженных сил Украины (ВСУ) с полной отменой воинского призыва. Согласно первой программе, утвержденной в 2002 году, полный переход на контрактную службу должен был состояться в 2015 году. В 2005 году президент Виктор Ющенко сократил сроки выполнения этой задачи до 2011 года. Реализация программы была прервана в 2009 году из-за нехватки финансирования.
В 2013 году президент Виктор Янукович утвердил третью программу реформирования армии ‒ до 2017 года. Предполагалось, что весной 2014 года воинский призыв будет отменен. Однако революционные события начала 2014 года, бегство Виктора Януковича, а также российская интервенция помешали выполнению и этой программы. В мае 2014 года воинский призыв был возобновлен с целью повышения боеспособности армии в условиях отражения внешней агрессии.
Каждый из этих вариантов реформирования армии не похож на швейцарскую модель, которую упоминал господин Гелетей. Так, в Швейцарии контрактная армия насчитывает всего около 10 тыс. военнослужащих, а военнообязанными являются все мужчины в возрасте от 20 до 51 года. В отличие от Украины, где нельзя призывать, например, народных депутатов, в Швейцарии воинская повинность распространяется на все категории граждан, включая высших государственных чиновников.
После первичной трехмесячной подготовки швейцарскому солдату предоставляется личное оружие (в том числе и штурмовое) с двумя полными боекомплектами, три комплекта формы на все времена года, каска и бронежилет, с чем он и возвращается домой. Амуницию разрешено хранить где угодно, важно лишь, чтобы солдат всегда имел ее под рукой.
До 32 лет военнообязанный находится в категории «аусцуг», что обязывает пройти восемь военных сборов каждый длительностью по три недели; до 42 лет ‒ в категории «ландвер» (три сбора по две недели); до 50-ти лет ‒ в категории «ландштурм» (один двухнедельный сбор). После достижения 51 года гражданина демобилизуют, но при этом ему дарят снаряженное помповое ружье и вручают специальное предписание на случай тотальной мобилизации.
В случае войны нейтральная Швейцария в течение двух суток может мобилизовать свыше полутора миллионов подготовленных, оснащенных и вооруженных солдат. Территория этой страны заранее подготовлена к обороне. На местности оборудованы скрытые огневые позиции артиллерии, войск ПВО, а мосты и тоннели в любой момент могут быть взорваны, чтобы задержать продвижение противника. Наша страна пока не может похвастаться такой подготовленностью.
При этом граждане Украины ограничены в своем праве на приобретение и хранение короткоствольного огнестрельного оружия, а держать дома штурмовое оружие в нашей стране и вовсе запрещено законом. Глава наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин считает это главным препятствием для введения «швейцарской модели» в Украине.
Господин Учайкин напомнил, что в Швейцарии вооруженный нейтралитет и право граждан защищать территориальную целостность своей страны закреплены в конституции, а значит Украине также следует внести соответствующие изменения в основной закон. «Кроме того, нам необходим документ, который будет регламентировать наличие оружия у населения. Если мы не можем до сих пор позволить украинцам покупать револьверы и пистолеты, то что уж говорить об автоматах Калашникова?! А если у граждан не будет автоматов Калашникова (то есть штатного стрелкового оружия), то о какой швейцарской модели может идти речь? Это будет профанация имени Валерия Гелетея»,‒ заявил А’ господин Учайкин.
Первый заместитель главы комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах (группа «Экономическое развитие») полагает, что Украина могла бы использовать швейцарский опыт подготовки резервистов, но вначале следует разработать соответствующую законодательную базу. «Сейчас наша страна вынуждена защищать свою территориальную целостность и государственность. Значит, необходима новая редакция стратегии национальной безопасности и военной доктрины. На основе этих основополагающих документов следует сформировать государственную программу развития вооруженных сил Украины. Перед тем как говорить о какой-то модели развития, необходимо закончить эту работу»,‒ сказал А’ господин Кинах.
Следует отметить, что в Швейцарии уклонение от воинской обязанности уголовно наказуемо, чревато большим штрафом и всеобщим общественным порицанием, которое не позволит «уклонисту» эффективно строить свою карьеру. Сознательность граждан должна воспитываться еще со школьного возраста, говорит президент Национальной академии педагогических наук Василий Кремень. «Кроме того, нам необходимо обучать молодых людей элементарным правилам владения оружием, то есть возобновить военную подготовку в школах и восстановить военные кафедры в вузах. Причем необязательно, чтобы военная кафедра была в каждом учебном заведении. Она может быть единой для нескольких вузов»,‒ сказал А’ господин Кремень.
В апреле министр образования и науки Сергей Квит пообещал вернуть военные кафедры в высшие учебные заведения и ввести спецкурсы по гражданской обороне для школьников. «Возможно, не во всех университетах будут созданы военные кафедры, но их работа будет организована таким образом, чтобы охватить всех учащихся»,‒ заявил глава Минобразования.