Бывший глава Запорожской областной государственной администрации, регионал Александр Пеклушенко был найден застреленным сегодня в частном доме в поселке Солнечном под Запорожьем. По данным милиции, господин Пеклушенко погиб от огнестрельного ранения в шею, скорая помощь не успела доехать на вызов. За последний месяц это уже четвертая подобная смерть среди бывших функционеров Партии регионов. Политологи видят в этом закономерность и говорят, что погибшие «могли много чего рассказать».
Как сообщили А’ в областном УВД, в 13.05 в дежурную часть Запорожского РО ГУМВД Украины поступило сообщение о том, что в частном доме по улице 8 Марта обнаружен труп мужчины с огнестрельным ранением в области шеи. Мужчину опознали ‒ им оказался экс-глава Запорожской областной госадминистрации Александр Пеклушенко. «На место происшествия выехало руководство ГУМВД, эксперты-криминалисты, кинологи и следственно-оперативная группа. Оперативники продолжают работать, и до тех пор, пока не будут опрошены все свидетели, сложно сказать, что случилось. Предварительная версия ‒ самоубийство с помощью огнестрельного оружия»,‒ рассказал А’ заместитель руководителя пресс-службы запорожской областной милиции Александр Самашенко.
По информации пресс-службы МВД, выстрел был произведен в шею. Скорая помощь приехать на вызов не успела. Данные о событии внесены в Единый реестр досудебных расследований по ст. 115 Уголовного кодекса («умышленное убийство»). «Это стандартная процедура, так делается до тех пор, пока проверяются все версии случившегося»,‒ уточнил господин Самашенко.
Напомним, Александр Пеклушенко возглавлял Запорожскую ОГА с 2011 по 2014 год, был народным депутатом IV, V и VI созывов от Партии регионов. Он был также членом президиума политсовета партии. В Раде IV созыва Александр Пеклушенко был заместителем Виктора Януковича, который на тот момент являлся лидером фракции. В октябре 2014 года по обращению прокуратуры в Кировограде начался судебный процесс резонансного уголовного производства по обвинению председателя Запорожского облсовета Виктора Межейко и экс-губернатора области Александра Пеклушенко по ч.2 ст. 28, ч.1 ст. 294 УК Украины («организация массовых беспорядков по предварительному сговору группой лиц; наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет»). Руководителям области инкриминировалась организация разгона Евромайдана в Запорожье.
Как сообщил советник главы МВД Антон Геращенко, причиной самоубийства господина Пеклушенко могло стать нежелание нести ответственность «за незаконный разгон активистов Евромайдана». Господин Геращенко также добавил, что рядом с телом нашли оружие, из которого Александр Пеклушенко предположительно застрелился. По словам советника, следствие рассматривает три основные версии произошедшего: самоубийство, доведение до самоубийства и умышленное убийство, замаскированное под самоубийство. В милиции также сообщили, что дом, где был найден господин Пеклушенко зарегистрирован на его сына ‒ Егора, связаться с которым, впрочем, не удалось ‒ телефон Пеклушенко-младшего не отвечал.
По свидетельствам соседей господина Пеклушенко, инцидент произошел около 13.00. При этом в последнее время экс-губернатор выглядел подавленным. То, что господин Пеклушенко, скорее всего, застрелился, подтвердили представителям запорожских СМИ и оперативники, побывавшие на месте происшествия: «Время смерти экс-губернатора ‒ около 13.00. Александр Пеклушенко лежал на спине в небольшой санитарной комнате с огнестрельным ранением в области шеи. В непосредственной близости от тела потерпевшего находилось охотничье ружье... Похоже, что экс-губернатор застрелился сам. Это первое впечатление. На спусковом крючке ружья висела ложка для обуви»
К слову, за последний месяц это не первое самоубийство бывших функционеров «Партии регионов». Так, 25 февраля 20015 года повесился в собственной квартире экс-мэр Мелитополя и член Партии регионов Сергей Вальтер. Согласно выводам экспертов, признаков насильственной смерти на теле не обнаружено. Следствие склоняется к версии о самоубийстве. 28 февраля выпрыгнул из окна столичной квартиры, расположенной на 17-м этаже высотки, депутат Верховной рады VII созыва, 57-летний Михаил Чечетов. В его предсмертной записке было сказано: «Нет никаких моральных сил больше жить. Я ухожу. Думаю, так будет лучше для всех. Спасибо всем за поддержку». 9 марта из охотничьего карабина застрелился бизнесмен и народный депутат VII созыва «Партии Регионов», 53-летний Станислав Мельник, который в течение шести лет возглавлял «Донецкий пивоваренный завод».
Политологи считают волну самоубийств «регионалов» не случайной. «Такая же волна была в 2004 году после Оранжевого Майдана. Кирпа (Георгий Кирпа был министром транспорта Украины.‒ А'), Кравченко (Юрий Кравченко, экс-министр внутренних дел.‒ A') ‒ это были резонансные самоубийства. Социальные потрясения сопровождаются вот такими индивидуальными трагедиями: кто-то уходит в алкоголь, кто-то уезжает за границу, надеясь там пересидеть какое-то время, кто-то кончает жизнь самоубийством или его убирают как ненужного свидетеля. Сегодня мы имеем дело и с тем, и с другим: публичный остракизм, уголовное преследование и подозрения могут привести вот к таким ситуациям. Это и война на Донбассе, и общая неустойчивость, и нестабильность»,‒ считает политолог Вадим Карасев. По его словам, подобные случаи могут быть не последними.
С мнением, что смерти экс-регионалов ‒ не случайны, согласен и коллега Вадима Карасева ‒ глава правления Центра прикладных политических исследований
Погибшие регионалы могли много чего рассказать, считает директор департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований Ярослав Ковальчук. «В случае с Чечетовым есть вопрос приватизации и период правления Виктора Януковича,‒ он был ценным свидетелем, если доводить до конца уголовные дела. В случае с Пеклушенко ‒ это дело разгона Евромайдана в Запорожье. Это один из эпизодов 2013-2014 годов, но я не следователь, чтобы заявлять, какого вопроса это касается ‒ просто, чтобы кого-то напугать или уничтожить свидетелей. Но очевидно, что все эти трагические процессы активизировались после того, как активизировались действия прокуратуры. Год никого не трогали, все уже чувствовали себя уверенно, и видно, что именно ее работа спровоцировала такие истории. И непонятно теперь ‒ доведут ли до конца уголовные дела, которые были открыты»,‒ недоумевает эксперт.