RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Новым полицейским звонят бабушки, у которых "отбирают" квартиры, а ДТП стало больше

В столице началась переаттестация бывших милиционеров, которые хотя перейти на работу в полицию

В столице началась переаттестация бывших милиционеров, которые хотя перейти на работу в полицию Бывшие милиционеры пройдут переаттестацию в Национальную полицию Украины Фото: УНИАН

В Киеве 18 ноября началась переаттестация бывших сотрудников милиции, которые хотели бы продолжить работу в Национальной полиции Украины. Как известно, начиная с 7 ноября вступил в силу закон "О национальной полиции", который фактически упразднил старую милицию. Ее сотрудники оказались в роли "временно исполняющих обязанности" на должностях в соответствующих структурах Национальной полиции (НП). Сотрудниками НП автоматически станут полицейские Киева, Одессы, Львова и Харькова, ранее прошедшие конкурс. А вот желающие из числа работников старой милиции должны будут пройти переаттестацию. Впрочем, помощь старых милиционеров, доказавших свою профпригодность, может пригодиться полиции, поскольку первые месяцы ее работы выявили ряд недостатков. К примеру, низкую профессиональную выучку, плохо налаженное сотрудничество с районными управлениями МВД, а также недостаточно хорошее знание местности.

О начале переаттестации сотрудников милиции Киева и области сообщил в своем Facebook член коллегии МВД и народный депутат Антон Геращенко ("Народный фронт"). По его словам, она будет проходить в виде тестирования милиционеров, "которые хотят доказать своими знаниями, что они достойны работать в Национальной полиции". "За сегодняшний день (18 ноября, "Апостроф") планируется протестировать 1300 кандидатов в полицию из Киева и Киевской области. До середины декабря тестирование должны пройти более 12 тысяч кандидатов. Тот из бывших милиционеров, кто не захотел проходить тесты и собеседования навсегда теряет возможность перехода в Национальную полицию", подчеркнул Геращенко.

По его словам, впервые в истории Украины переаттестация проходит не "по блату", а с использованием современных технологий. По ее итогам бывший начальник может оказаться "полной бездарностью", а вот простой опер или следователь, "показав высокий уровень знаний и профессионализма, сможет претендовать на занятие руководящих должностей". По мнению экспертов, помощь бывших милиционеров, доказавших свою профпригодность, может понадобиться патрульным полицейским, в чьей работе, по опыту первых месяцев, обнаружились недостатки. Их сильной стороной является высокая мотивация и оперативное реагирование на вызовы, а вот среди проблем эксперты выделяют низкую профессиональную выучку, плохое взаимодействие с районными управлениями и недостаточно хорошее знание местности.

В Киеве началась переаттестация бывших сотрудников милиции, которые хотели бы продолжить работу в Национальной полиции Украины Фото: УНИАН

Будни полицейского

Студент пятого курса экономического факультета Львовского университета внутренних дел Юрий Чабаренко не помышлял о карьере в органах МВД. Все изменилось в декабре прошлого года, когда в его вуз приехала заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе, чтобы рассказать студентам об опыте реформирования правоохранительных органов Грузии. "Ее лекция меня очень вдохновила. В апреле я заполнил анкету на участие в отборочном конкурсе (в новую патрульную полицию, "Апостроф"), защитил диплом, прошел обучение и уже в сентябре патрулировал улицы", рассказывает 23-летний львовянин.

Как и многие его коллеги, Юрий выбрал работу в патрульной службе, руководствуясь романтическими мотивами "чтобы изменить страну к лучшему". Спустя два месяца работы он не разочаровался в своем выборе, хотя и признается, что порой приходится нелегко. "В семь утра мы собираемся в управлении. Иногда нужно приезжать раньше, чтобы забрать оружие. Смена начинается с восьми утра и продолжается до восьми вечера. Можем работать до десяти или до одиннадцати. Проходят сутки, и мы заступаем на ночь. Потом двое суток отдыхаем", рассказывает он. Переработки полицейским никак не компенсируются, однако за достижения могут дать дополнительный выходной. Вместе с тем, на выходных иногда бывают занятия по повышению квалификации, присутствовать на которых обязательно.

Во Львове шесть районов, за каждым закреплена рота полицейских, рассказывает Юрий. Полицейские привязаны к конкретному району, в пределах которого их распределяет командир. Патрульный обязан прибыть на вызов в течение десяти минут. Скорость патрулирования улиц днем 30-40 км/ч, ночью 60 км/ч. "Около трети вызовов связаны со случаями алкогольного опьянения, около 10% это ДТП и столько же "странные звонки". Может, например, позвонить бабушка и пожаловаться на то, что у нее хотят отобрать квартиру", рассказывает патрульный.

Еще около 20% всех вызовов административные нарушения, например, неправильная парковка. "Водители понимают, что нарушают правила, но каждый второй пытается договориться", рассказывает Юрий. По его словам, иногда возникают проблемы: люди начинают спорить, требуют удостоверение, угрожают увольнением. На вербальную агрессию приходится реагировать вежливостью, несколько раз предупреждать нарушителя.

По мнению директора Центра исследования правоохранительной деятельности Олега Мартыненко, основная сложность, связанная с нарушением правил парковки, состоит в том, что патрульных привлекают для решения тех проблем, которые находятся вне их компетенции. "Проблема с парковками часто связана не с дисциплиной водителя, а с отсутствием реальных парковочных мест", отмечает эксперт.

"Красные маячки" полицейские используют в особых случаях, например, если кто-то погибает во время различных инцидентов. "В мою первую смену поступил вызов ДТП с летальным исходом, а когда мы приехали на вызов, врач "скорой" уже зафиксировал смерть", вспоминает Юрий. В его практике ДТП со смертельным исходом случались еще два раза. Однажды поступил вызов огнестрельное ранение в живот. В этих случаях Юрий старается действовать по протоколу, не особо размышляя над происшедшим. Самому ему пользоваться оружием пока не приходилось.

Львовский полицейский Юрий Чабаренко Фото: facebook.com/yuriy.chabarenko

Поддержка авансом

В октябре министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что работой патрульных полицейских довольны около 85% киевлян. Эта цифра близка к реальности, отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук. "Но эта поддержка авансовая. Мы видим, что есть недоработки, полицейским не хватает опыта и профессиональной подготовки", отмечает он.

По словам Олега Мартыненко, двух месяцев интенсивной подготовки недостаточно для того, чтобы выпустить полностью подготовленных патрульных. "Набирались люди мотивированные, но не прошедшие тщательного медицинского обследования и спецпроверки", говорит эксперт. Иногда это приводит к увольнениям из рядов полиции. Как отметил директор Департамента коммуникаций МВД Украины Артем Шевченко, по состоянию на начало ноября общее число уволенных полицейских в Киеве, Харькове, Одессе и Львове достигло сорока человек. Причина увольнений компрометирующие поступки или собственное желание. Впрочем, Олег Мартыненко приводит и другие данные: "Во всей Украине уволили около двухсот полицейских из-за нарушения внутренней дисциплины, болезней, либо же человек понял, что эта работа не для него".

За время работы патрульной службы увеличилось и количество ДТП. По данным Госслужбы по вопросам чрезвычайных ситуаций, в первом квартале 2015 года на дорогах Украины было зафиксировано около 4 тыс. происшествий с пострадавшими, втором квартале 5,9 тыс., а в третьем около 7,4 тыс. аварий. "Рост количества ДТП еще одна из проблем", соглашается Александр Банчук. По его мнению, это отчасти связано с тем, что пока не заработала автоматическая фиксация нарушений на дорогах: "Соответствующий закон вступил в силу еще в апреле, но проблема на данный момент состоит в недостатке финансирования". По словам Банчука, рост числа ДТП иллюстрирует и другую особенность украинского общества: "Работники ГАИ уже не прячутся за углом, полицейские работают открыто, стараются помочь. Теперь водители точно знают, что углом никого нет значит, можно нарушать".

Пока возникают проблемы и с оформлением протоколов: большинство патрульных никогда не работали в органах и не имели дел с юридическими документами. Отсутствие взаимодействия с районными отделениями — еще одна трудность, с которой столкнулись патрульные. "Полицейские задерживают кого-то, возможно, с риском для здоровья или жизни, доставляют в районное отделение и не знают, что будет дальше может, этого человека просто отпустят", отмечает Александр Банчук. Юрий Чабаренко соглашается: отношения с работниками райотделов милиции складываются непросто. "Мы привозим в отделение около пяти человек в день по разным случаям, включая домашнее насилие. В 90% случаев им просто дают предупреждение и отпускают", отмечает он. Чтобы хоть как-то проследить дальнейшее развитие ситуации, полицейские записывают номер уголовного дела. Юрий надеется, что со временем сотрудничество удастся наладить. Этому должна способствовать реформа следственных органов, которая последует после реформы полиции.

Читайте также