RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Против Украины никто не выступает, но боевики рядом: фото и видео с Донбасса

Репортаж "Апострофа" с прифронтового Донбасса

Репортаж "Апострофа" с прифронтового Донбасса Жители прифронтовых сел вынуждены выживать без воды и медпомощи Фото: Яна Седова

Населенный пункт Орловское Волновахского района расположен в 45 км от Мариуполя на берегу речки Кальмиус. Противоположный берег занят боевиками, которые, впрочем, ведут себя достаточно спокойно. Поэтому жителей Орловского волнуют довольно мирные проблемы. Они мечтают о восстановлении колхозов, которые, по их мнению, могут обеспечить сотни людей стабильной работой и заработком, а также вернуть домой переселенцев. Однако системы орошения на окрестных плодородных полях за последние полтора года были демонтированы и разворованы мародерами. Нет в селе нормального водоснабжения и медицинского обеспечения. Репортаж корреспондента "Апострофа" с прифронтового Донбасса.

Молчать не заставите

Татьяна Фролова, бойкая активистка из села Орловское, несмотря на довольно невеселые жизненные обстоятельства, не унывает. Сразу же после знакомства она заявляет — в отличие от нее, многие односельчане не решаются отстаивать свои права и заявлять местным депутатам и чиновникам о своих потребностях.

Во дворе ее дома, обрадовавшись приезду хозяйки, которая вернулась в село из Мариуполя, крутится огромная овчарка. Чтобы она не мешала, Татьяна зычной командой "На место!" загоняет собаку в вольер и тут же снова приветливо улыбается приехавшим гостям, группе военных из подразделения CIMIC (группа гражданско-военного сотрудничества ВСУ).

Татьяна работает на "Азовмаше", хотя назвать это работой можно с большой натяжкой: завод если и пытается функционировать, то полноценным производством назвать это нельзя. Фролова уже полтора года не получает зарплату. Она, как и жители Орловского, выживает исключительно благодаря огороду, содержит хозяйство. Пенсионеры, на их счастье, хотя бы получают соцвыплаты. У некоторых жителей есть коровы, но с кормами тут совсем беда — из-за мин и неразорвавшихся снарядов на полях скотину приходится выпасать на небольшом пятачке за селом.

Фролова считает, что решить проблему безработицы могли бы восстановленные колхозы, тогда все были бы при деле. До начала войны ее муж работал трактористом, но теперь поля в округе заросли бурьяном — за последние полтора года почти вся система орошения была демонтирована: трубы растащили мародеры. "Желательно, чтобы колхоз подняли, у нас бы все сюда вернулись. Потому что тут нет ни работы, ни садика, ни школы. А поля у нас здесь хорошие", — называет Татьяна единственную, по ее мнению, возможность для возрождения родного села.

Единственная надежда местных жителей поселка Орловское - помощь военнослужащих из подразделения CIMIC Вооруженных сил Украины Фото: Айзек Иган

Кто в доме хозяин

По словам офицеров из группы гражданско-военного сотрудничества (ГВС), село начало бедствовать также по вине чиновников из соседнего Чермалыкского сельсовета, которому административно принадлежит Орловское. "Когда привозят гуманитарную помощь, Чермалык не делится с Орловским, которое воспринимает как обузу, — поясняет офицер ГВС ВСУ Алексей. — Последнее время жители Орловского очень часто звонят нам и жалуются на главу сельсовета". К примеру, когда речь зашла о доставке угля по программе поддержки местного населения ООН, администрация Чермалыка попыталась взять в свои руки распределение помощи по домохозяйствам в обоих населенных пунктах. По словам офицера ГВС, их группе пришлось составить списки местных жителей и передать их непосредственно представителям ООН, чтобы доставка угля была адресной. С тех пор местные обращаются к офицерам ГВС по всем вопросам.

Орловское, в отличие от других прифронтовых поселков, например, Опытного, Водяного, Песок, не очень сильно пострадало от боев. Населенный пункт расположен на берегу речки Кальмиус. Противоположный берег находится под контролем боевиков. Сейчас, по словам офицеров ВСУ, работающих в секторе, вооруженные формирования незаконной ДНР частично отошли в тыл, поэтому тут довольно тихо. Иногда только по ночам слышны звуки обстрелов, но до здешних домов снаряды не долетают.

Жителей Орловского волнуют довольно мирные проблемы - они мечтают о восстановлении колхозов, которые, по их мнению, могут обеспечить сотни людей стабильной работой и заработком, а также вернуть домой переселенцев Фото: Айзек Иган

Война успела выгнать из села половину жителей. Долгое время сообщение между Орловским и другими населенными пунктами отсутствовало. Сейчас тут числится 154 человека, это 76 домохозяйств. Многие жители всю рабочую неделю живут в Мариуполе, возвращаясь в родное село, чтобы проверить и протопить дом. Постоянно в селе живут разве что пенсионеры.

Одна из них скромно представляется Анной и, несмотря на свои солидные 74 года, шутит, что еще молодая. Как и ее односельчане, она жалуется на главную проблему в селе — отсутствие воды. Расположенный неподалеку от ее дома колодец жителей не спасает — воду в нем можно использовать разве что для хозяйственных нужд. А питьевую воду можно взять только в одном месте — в селе есть одна скважина, хозяин которой разрешает жителям ею пользоваться. Вода в ней тоже не лучшего качества, но, по крайней мере, не техническая.

Татьяна Фролова говорит о еще одной проблеме — в Орловском давно нет ни фельдшера, ни медсестры. Только раз в две недели ненадолго приезжает медработник из соседнего Чермалыка. "Надо, чтобы врач тут был постоянно, потому что, если что, можно умереть, пока до нас кто-то доедет", — констатирует Фролова.

Недавно в село запустили маршрутку, которая возит жителей Орловского в районный центр, где расположено отделение Пенсионного фонда и прочих социальных служб. К тем, кто не может покинуть село, приезжает выездной офис.

По словам офицеров ВСУ, работающих в секторе, вооруженные формирования незаконной ДНР части отошли в тыл, поэтому в Орловском довольно тихо Фото: Айзек Иган

Если бы еще пустили школьный автобус, замечает Татьяна Фролова, тогда наверняка некоторые семьи смогли бы вернуться. Она считает, что около 30 детей могли бы снова жить дома. По словам одного из местных, с которым общался корреспондент "Апострофа", многие школьники, закончив 9 класс, бросили школу из-за военных действий, поскольку жители Орловского долгое время были невыездными. Но некоторые дети сейчас живут и учатся в Мариуполе.

С мобильной связью здесь также большие проблемы — поймать сигнал можно далеко не везде. А вот с телевидением получше — местные утверждают, что смотрят украинские телеканалы, но иногда боевики глушат сигнал, и тогда ненадолго в эфир пробивается какой-нибудь сепаратистский или российский телеканал, к примеру, "Россия 24". Затем вещание украинского ТВ возобновляется, хотя качество сигнала посредственное. После просмотра новостей с обеих сторон жители только разводят руками: кому верить, они не понимают. Впрочем, антиукраинских взглядов местные не высказывают. Вполне возможно, этому поспособствовали вещание украинских телеканалов, а также помощь группы гражданско-военного сотрудничества, которая, по сути, взяла на себя роль последней инстанции, у которой жители привыкли искать защиты.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства