RU  UA  EN

среда, 8 января
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Общество
Мнение

Два сценария для Донбасса: почему Порошенко отказался от мобилизации в Украине

Президент отменил седьмую волну в надежде на скорое завершение войны

Президент отменил седьмую волну в надежде на скорое завершение войны Порошенко принял решение не проводить седьмую волну мобилизации Фото: УНИАН

Президент Петр Порошенко в пятницу принял решение не проводить седьмую волну частичной мобилизации. Свое решение глава государства пояснил тем, что на службу по контракту привлечены уже 22 тысячи человек, поэтому необходимости в седьмой волне нет. Стоит отметить, что эти 22 тысячи контрактников должны заменить более 40 тысяч человек, призванных в рамках 4-й волны частичной мобилизации, которая прошла в январе — марте прошлого года. Кроме того, в ближайшие два месяца должна начаться демобилизация военнообязанных, призванных в рамках 5 волны, проходившей в апреле-июне прошлого года. Поэтому уже сейчас армия рискует столкнуться с недобором военнослужащих, а значит, отказ от мобилизации, скорее всего, означает скорое завершение войны на определенных условиях.

О том, что седьмая волна мобилизации в Украине не состоится, президент Петр Порошенко сообщил 22 апреля в своем микроблоге Twitter: "Я принял решение вместо объявления новой волны мобилизации резко увеличить денежное обеспечение украинского воина". На встрече с административно-хозяйственным активом Запорожской области глава государства также заявил, что с 1 января было резко увеличено денежное содержание военнослужащих, которое теперь составляет от 7 тысяч гривен (в среднем, почти в три раза больше, чем ранее) . "Результат с 1 января в ряды армии на контрактную службу пришли 22 тыс. военнослужащих", заявил Порошенко, пояснив, что в этом случае необходимость в проведении 7-й волны частичной мобилизации отпадает.

Стоит отметить, что перспектива проведения седьмого этапа мобилизации обсуждалась с ноября прошлого года. В январе 2016 года стало известно, что решение о ее проведении уже принято вопрос лишь в сроках и в том, сколько необходимо призвать военнообязанных. Последнее зависело от того, сколько Генштабу удастся привлечь контрактников. В конце концов, решили ограничиться 5 или 10 тысячами военнообязанных, но речь о полной отмене седьмой волны никогда не шла, потому что иного не допускала логика комплектования Вооруженных сил, запущенная с самого начала военного конфликта весной 2014 года.

Эта логика предполагала поочередную ротацию, призванных на службу военнообязанных. К примеру, первую волну мобилизации меняла четвертая, а четвертую, в свою очередь, должна была заменить седьмая. Напомним, в рамках четвертой волны частичной мобилизации в январе марте 2015 года было призвано более 40 тысяч военнообязанных, а значит 22 тысяч контрактников недостаточно для их полноценной замены, даже с учетом их мотивации и улучшившегося материального-технического обеспечения ВСУ, которое позволяет автоматизировать многие процессы в армии. Между тем, демобилизация 4-й волны уже происходит. Более того, в ближайший месяц Генштаб столкнется с необходимостью менять людей, призванных в рамках 5-й волны частичной мобилизации, а летом в рамках шестой волны. Всего в 2016 году должно отправиться на "дембель" от 80 до 100 тысяч человек, с учетом всех возможных недоборов, с которыми Генштаб столкнулся, собирая летнюю шестую волну.

Автор этих строк общался с бойцами, вошедшими в число этих 22 тысяч контрактников, о которых говорил президент. Общим мотивом их действий является стабильный заработок, который может обеспечить армия в условиях безработицы, а также перспективы карьерного роста. Однако даже в этих условиях набрать от 80 до 100 тысяч человек вряд ли возможно, тем более, что организация полностью контрактной армии до сих пор не входила в планы Минобороны. "Звучат разные популистские заявления с призывами отменить призыв и перейти на контрактную армию... Контрактная армия никогда не выиграет войну. В любом случае, во время активной фазы ведения боевых действий мы будем вынуждены прибегнуть к призыву, мобилизации", заявил министр обороны Степан Полторак в одном из своих интервью в начале года. Таким образом, решение президента означает, что уже в ближайшее время армия может столкнуться с серьезным недобором военнослужащих, что недопустимо в условиях ведения войны.

Чем же тогда продиктован отказ от мобилизации? Как говорил маршал СССР Борис Шапошников: "Мобилизация является не только признаком войны, но и самой войной. Приказ правительства об объявлении мобилизации есть фактическое объявление войны". Таким образом, блокируя седьмую волну, Петр Порошенко дает сигнал, что война на Донбассе будет окончена в самое ближайшее время. Сценариев дальнейшего развития событий пока просматривается два:

Первый сценарий. Достижение мирного консенсуса либо в рамках Минских соглашений, либо путем формирования так называемого Межобластного территориального образования Донбасс, как предложили депутаты "Оппозиционного блока". В этом случае боевые действия на Востоке могут быть прекращены в ближайшее время и необходимость в поддержании крупной армейской группировки на линии разграничения отпадет. Условия прекращения огня и поддержания мира в данном случае являются отдельной темой для разговора. Прекращение мобилизационных мероприятий означает сигнал со стороны Украины о приверженности мирному плану урегулирования.

Второй сценарий. Наращивание военных усилий больше не имеет смысла, потому что Украина подготовила резерв и смонтировала все ударные группировки для проведения войсковой операции с целью ликвидации ДНР и ЛНР. А заявление президента об отказе от мобилизации имеет целью усыпить бдительность противника и снять напряжение в украинском обществе, которое уже устало от затянувшейся войны. В пользу именного этого сценария говорит ситуация в зоне АТО, которая далека от мирной и имеет тенденцию к обострению. Против этого сценария видимая позиция Запада, который, по крайней мере, на словах призывает к мирному урегулированию конфликта. Кроме того, украинское военное командование должно четко просчитать все риски проведения военной операции, потому что ее провал, в том числе и вследствие российского вмешательства, ставит под угрозу само существование украинского государства.

Читайте также