RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Катастрофа Boeing над Донбассом: стали известны подробности расследования

Международная группа следователей рассказала, что мешает им добраться до истины в деле МН17

Международная группа следователей рассказала, что мешает им добраться до истины в деле МН17 Эксперты объединенной следственной группы внимательно изучают каждый осколок MH17, привезенный с места крушения Фото: Joint Investigation Team

Международная Объединенная следственная группа (JIT), которая расследует крушение Боинга 777 над Донбассом летом 2014 года, обнародовала электронный журнал, в котором рассказала о ходе расследования. Группа объединяет оперативников, следователей и экспертов из Австралии, Нидерландов, Малайзии, Бельгии и Украины. Большая часть деятельности по расследованию проводится в Нидерландах, однако у группы есть небольшой офис в Киеве. Официальный отчет группы с итогами расследования должен появиться осенью этого года. Предполагается, что в нем будут названы данные об оружии, из которого был сбит самолет, и о месте, откуда был произведен выстрел.

В электронном журнале JIT рассказывается о том, что в Нидерландах сегодня находится примерно 30-35% обломков самолета. Они имеют различные размеры, начиная от 1 кубического сантиметра до 6 тонн. "Все детали тщательно пронумерованы, сфотографированы и подробно описаны. Для цифровой реконструкции у следователей есть 8000 фотографий обломков", - пишут специалисты JIT.

Что затрудняет расследование

Как отмечается в электронном журнале, одной из причин, которая затрудняет работу, является то, что в Нидерланды все имеющиеся обломки были перевезены поездом и могли быть повреждены во время транспортировки.

"Например, они могли оторваться от одного куска или упасть на другой во время перевозки. Какая же тогда доказательная ценность этого материала?" - пишут авторы журнала и подчеркивают, что сегодня эксперты пытаются выделить различные детали ракеты. "Все образцы идут в голландский институт судебной экспертизы, который сравнивает найденные материалы. Кроме того, прорыв в расследовании обеспечивает детальное изучение мелких металлических деталей, найденных на телах некоторых жертв. В телах жертв также было обнаружено вещество, которое используется только в стекле кабины. Это является важным свидетельством того, что металлические части, которые находятся в телах пострадавших, попали туда извне, пройдя через оконное стекло кабины", - говорится в электронном журнале.

Очень серьезно осложняет работу также то, что, место преступления находится в зоне военных действий. Следователи полиции вынуждены ограничиться только материалом, который привезен из Украины в Нидерланды: мусор, пробы грунта и некоторые другие элементы.

"В конце концов, мы имеем дело с конфликтом с участием нескольких сторон. Эти стороны могут быть заинтересованы в манипуляциях. Поэтому мы постоянно напоминаем себе, что источники могут иметь интерес к распространению определенной информации", - рассказывает руководитель группы следователей Геррит Тири.

Кроме того, следователи задаются вопросом, не мог ли кто-то случайно нажать на кнопку. Или все-таки запуск ракеты состоялся умышленно? Для того, чтобы доказать каждую из этих версий, следователи должны иметь доступ к информации о работе установки "Бук" и ознакомиться с соответствующими инструкциями. Но проблема в том, что такая информация является абсолютно секретной.

Куски обломков MH17 в ангаре на воздушной базе Гильзе-Рийен. Некоторые весят более 6000 килограммов Фото: Joint Investigation Team
1 / 1
Работа осуществляется с большим вниманием к деталям. Каждый обломок получает свой собственный идентификационный номер Фото: Joint Investigation Team
1 / 1
Частицы железа, обнаруженные в ходе поиска, отличающихся поверхностной коррозии, скорее всего, не принадлежат к самолету. Эти частицы направляются в НФЛ для анализа Фото: Joint Investigation Team
1 / 1
На авиабазе Гильзе-Рийен из обломков MH17 реконструируют самолет Фото: Joint Investigation Team
1 / 1
С помощью веревок устанавливают места поражения Фото: Joint Investigation Team
1 / 1
Каждому месту удара или повреждения присваивается свой собственный номер Фото: Joint Investigation Team
1 / 1
Внутренняя часть самолета Фото: Joint Investigation Team
1 / 1
Контур самолета, прорисованный на полу, служит ориентиром для дальшейшего соединения деталей Фото: Joint Investigation Team
1 / 1

Работа в Киеве

В электронном журнале JIT также рассказывается о работе Объединенной следственной группы в Киеве. Офис находится в небольшом помещении, где работают четыре следователя из Австралии, две команды из Голландии (около 5 человек) и шесть украинских переводчиков. Следователи занимаются идентификацией людей по телефонным переговорам, по визуальному материалу, а также путем обмена информацией с Нидерландами и анализа телекоммуникаций. Кроме того, следователи провели более 80 опросов свидетелей.

"Условия работы далеки от совершенства, но небольшая комната имеет одно преимущество: следователи находятся рядом друг с другом", - пишут эксперты.

Командой из 15 человек в киевском офисе руководит Эндрю Донохью, детектив и старший следователь австралийской федеральной полиции. Команда работает с сентября 2014 года в тесном сотрудничестве со Службой безопасности Украины. Сразу же после аварии СБУ предоставила доступ к большому количеству телефонных разговоров и других данных. Украинские и русскоязычные следователи помогают иностранцам прослушивать эти разговоры, которые важны для расследования, переводя их на английский язык.

"Кто-то (из фигурантов переговоров, - "Апостроф") во время беседы вспоминает имена своих детей. По этим словам, мы можем попытаться идентифицировать этого человека", - пояснил Герт ван Дорн, представитель голландской полиции.

Некоторые из обломков содержат песок и другие мелкие мелкие частицы. Их внимательно "встряхивают" над листом бумаги и проводят дополнительное исследование Фото: Joint Investigation Team

Исследования почвы

Летом 2015 года нидерландский полковник Даан Ноорт находился в восточной Украине в течение 10 дней со своей следственной группой. Наиболее важной задачей этой миссии было взять пробы грунта, чтобы определить возможную стартовую площадку запуска ракеты. С самого начала было непонятно, получат ли эксперты благодаря исследованию почвы нужную информацию. Поля были покрыты снегом, распаханы и засеяны снова. Шли проливные дожди, которые могли смыть важные доказательства. "Найти остатки ракетного топлива или другие следы возможного запуска – это было бы действительно экстраординарно", - пишут эксперты в электронном журнале.

12 июня 2015 годы команда вылетела из Эйндховена (Нидерланды) в Харьков. Через три дня следователи поехали на территорию, занятую так называемой ДНР. Поскольку у Нидерландов нет официальных отношений с "республикой", все переговоры о допуске следователей на место падения "Боинга" вели представители ОБСЕ, которые также их сопровождали. Эксперты пишут, что представителям боевиков приходилось объяснять, что их современное измерительное оборудование не имеет ничего общего со шпионскими устройствами. В результате в Донецкой области, группа взяла все необходимые для расследования пробы грунта. Это произошло только через год после падения самолета.

"Мы посетили участки, с которых мог быть произведен запуск, в поисках доказательств действий, которые вызвали столько горя. Это событие (уничтожение "Боинга", – "Апостроф") оказало огромное влияние на наше общество и на мир вокруг нас. Поэтому мы сделали все, что в наших силах", - говорит Ноорд.

В электронном журнале также рассказывается, что следователям и экспертам морально было очень нелегко работать с вещами, которые найдены в самолете. Среди вещей они находили детские игрушки - розовых принцесс с колясками и фотоальбомы жертв. "Именно эти личные вещи больше всего влияют на представителей команды следователей. Марьолейн ван ден Берг, которая занимается административной поддержкой, вспоминает части мебели из самолета, среди которых был найден полупустой пакет чипсов Lays. И сразу думает о ребенке, который съел только половину этих чипсов", - рассказывается в электронном журнале JIT.

Читайте также