Хакерская организация "КиберХунта" выложила в сеть документы, добытые якобы благодаря взлому почты помощника российского президента Владислава Суркова. В опубликованных документах содержался план действий по дестабилизации ситуации в Украине, в частности, речь шла о создании "республики" в Закарпатской области. В Украине нашлось немало скептиков, которые усомнились в подлинности "писем Суркова". Однако позже в качестве подтверждения хакеры выложили в сеть копии паспортов помощника Путина, его супруги и даже детей. Военный эксперт и блогер АЛЕКСЕЙ АРЕСТОВИЧ уверен, что в России готовятся реализовывать планы по разрушению Украины, в частности, используя нестабильный закарпатский регион.
- В документах, опубликованных хакерами, упоминаются организации русинов на Закарпатье. Как вы считаете, действительно ли возможно на их базе создать движение, которое бы представляло угрозу суверенитету Украины?
- Это искусственно надутые шарики, которые находятся на маргинезе, и именно поэтому с ними работает Россия. Это фирменная фишка России — использовать крайне правый и крайне левый маргинез для реализации своих планов. Они делали так всегда, это четкая, еще ленинская логика, когда социальные проблемы превращаются в политические. Россия так работает с современной Европой, на Ближнем Востоке, в Соединенных Штатах, и то же самое она делает с Закарпатьем.
Проблему можно ставить шире, у России есть программа для того, чтобы изолировать Украину со стороны всех ее ближайших соседей, не дать установиться нормальным отношениям и заключить систему договоров безопасности. Россия систематически вкидывает деньги и организационные усилия в румынскую проблему для Украины, польскую проблему (достаточно посмотреть на фильм "Волынь"), венгерскую проблему. Это масштабные комплексные мероприятия, которые проводятся Кремлем на уровне самого высшего руководства, по дестабилизации Украины не только изнутри, но и по границам Украины. Закарпатье географически отрезано от Украины и представляет собой такое себе государство в государстве и сильно криминализированную область с большим процентом венгерского населения, такой себе "Вавилон", и там, конечно, такие вещи раздувать гораздо проще.
- Насколько реальным, на ваш взгляд, являлось бы воплощение "плана Суркова" с захватом административных зданий и объявлением "русинско-венгерской автономии"?
- Если мероприятия, которые указаны у Суркова в документе, были бы осуществлены, это было бы вполне реально. Это то же самое, что они сделали на востоке Украины. Сначала создаются условия, социальные и политические, потом происходит подготовка боевиков, договариваются с какими-то союзниками. И в какой-то момент, когда условия достигают необходимого уровня, поступает команда "фас". То же самое было в Крыму, то же самое было на востоке, то же самое было недавно в Черногории, это попытка раскачать ситуацию. Россияне не успокоились и продолжают действовать в отношении всего мира. Так что это вполне реальный сценарий, если вложиться в это. На Закарпатье еще реальная доля криминала, связанного с контрабандой, и точно так же, как на востоке, использовались криминальные группы. То же самое можно сделать и на Закарпатье. Это угроза никуда не делась, и если не принимать серьезных мер в масштабах всего государства, то эта венгерская угроза будет сохраняться еще очень долго.
- Как вообще вы оцениваете настроения людей на Закарпатье?
- Все видели Донбасс, поэтому все нормальные люди понимают, что если начнется какое-то отделение, то со стороны украинских силовиков начнется стрельба. Никто уже сопли жевать не будет, страна воюет третий год. Это уже не так, как при захвате Крыма и Донбасса, когда мы не знали, что делать в этой ситуации, и никто не хотел брать на себя ответственность. Сейчас точно будут стрелять сразу.
И поэтому они должны понимать, что кремлевское руководство не рассчитывает на отделение Закарпатья, они рассчитывают на создание напряженности, на новые телекадры с пролитой кровью, еще один повод для пропаганды, где уже будут задеты интересы людей с двойным гражданством, например, с венгерским, румынским, не только украинским. И тогда можно перетягивать на сторону Венгрию, Румынию и Словакию, показывая, что вот: украинцы убивают наших граждан, а они всего лишь захотели самоопределения и больших полномочий. Это попытка разрушить европейское единство и дать медиакартинку, где украинцы - сволочи, которые, мало того, что убивали на востоке людей, начали убивать еще и на западе. То есть это попытка оторвать Закарпатье, это попытка сделать еще одну рану в боку Украины и потом эту рану эксплуатировать.
- Насколько в Венгрии поддерживают сепаратистские настроения в Закарпатье?
- Поддерживают, там очень активно ведется работа по, условно говоря, раздаче паспортов, так как там сейчас у власти националистическая партия, типа местной "Свободы", и это накладывает отпечаток на венгерскую политику, в том числе - касательно "соотечественников" на Закарпатье. Но Венгрия – член НАТО и ЕС, и большие дяди там дадут по шапке и объяснят, что все-таки так не надо делать. Поэтому эта поддержка, если и будет, то медийная, а не политическая. На уровне "это наши люди, мы не должны о них забывать". Но в целом, это – граждане Украины, и я не думаю, что там кто-то серьезно рассматривает вопрос отрыва от нас Закарпатья. Это российская пропаганда создает этот образ и пытается его эксплуатировать.
- Как по-вашему, есть ли такая угроза в других западных областях Украины, например, в Черновицкой, Львовской областях?
- Есть такая угроза, безусловно, в местах компактного поселения румын на Буковине, но надо понимать, что это маргинальное течение, они не будут поддержаны самой Румынией, никакими серьезными партиями. Они все понимают, они члены ЕС, но всякие маргиналы могут это использовать для системных акций, мероприятий, призванных расшатать ситуацию в Украине. Вообще у нас достаточное количество проблемных областей еще, начиная с тех, где люди с двойным гражданством. Та же ситуация в Одесской области, близкой к Молдове и Румынии, там своя специфика есть с гагаузами, например.
Надо проводить комплексную государственную политику, а она у нас пока сильно хромает, потому что если с проблемой внешней агрессии мы более или менее научились работать за эти два года, то с внутренней - еще не совсем. Надо что-то думать на уровне верхней ветви власти, и Кабмину, и Верховной Раде, и президенту, относительно проблем со внутренней безопасностью в Украине, потому что с ней у нас еще не все благополучно и потенциальных очагов, которые Путин будет раздувать, я думаю, хватает.
Я вижу, что россияне подвели итоги этого десятилетия, начиная с первого Майдана и заканчивая нынешней ситуацией, и поняли, что они многое потеряли в Украине. Они переосмыслили свое поражение. И вот эти бумаги Суркова или подобные им показывают, что они готовятся заходить на следующую десятилетку по разрушению Украины и по ее подчинению.
- Вы полагаете, они не остановятся?
- Они никогда не остановятся в отношении Украины, потому что для них главная угроза в том, что мы вступим в ЕС и НАТО. Это провозглашено целью нашей внешней политики и абсолютно неприемлемо для них. Они понимают, что не могут справиться с нами ни на поле боя, ни с оппозицией Запада, которая наложит еще большие санкции, которые добьют их в короткие сроки, поэтому принято решение разрушить нас изнутри, играя на наших противоречиях, отдалив Запад.
В это вкачиваются огромные деньги и огромные усилия. А в Украине достаточное количество идиотов, которые с удовольствием эти деньги берут и качают ситуацию. Они работают на разрушение государства, надеясь выиграть какую-то свою маленькую борьбу. И в парламенте таких хватает, и они названы в этом документе, и по областям хватает.
Поэтому я желаю нашему государству укрепиться, а исполнительной власти - гораздо жестче работать с подобными угрозами, не стесняясь рубить головы этому сепаратизму. На мой взгляд, тут президент Порошенко действует недостаточно решительно во внутренней политике. Во внешней уже более или менее стал похож на президента, достойно ведет себя, а вот есть вопросы по внутренней политике. Что с янтарными республиками? И что будет с этими сепаратистами? Тут надо набираться решительности и рубить гидре голову.