RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Путин "слил": в ЛНР проблемы с зарплатами и зреет вражда с ДНР

Жители "республики" массово уезжают в Россию из-за безденежья

Жители "республики" массово уезжают в Россию из-за безденежья Фото: EPA/PNG

Социальная и экономическая обстановка в так называемой "Луганской народной республике" (ЛНР) стремительно ухудшается. На частных и "государственных" предприятиях незаконной "республики" в настоящее время фиксируются массовые невыплаты заработной платы. Трудности возникли и с выплатой пенсий. Усиливается и давление на бизнес. На отсутствие порядка и экономический хаос население пока реагирует массовым выездом за пределы ЛНР, преимущественно в Россию. Усиливающиеся проблемы уже привели к слухам, что Россия собирается отказаться от поддержки ЛНР. Одновременно ухудшились отношения и с "властями" соседней ДНР, которые считают, что главари ЛНР "дискредитируют идею "народных республик". В такой ситуации главари ЛНР идут на беспрецедентные шаги, согласившись реструктуризировать жителям долги за воду с рассрочкой платежа до двух лет и даже легализовать несанкционированные подключения к системам водоснабжения. Ходят слухи и о намерениях на полгода снизить налоговую нагрузку на мелкий и средний бизнес.

Ад на блокпостах

Одной из ключевых проблем для жителей так называемой ЛНР в настоящее время является отсутствие собственного транспортного перехода с контролируемой Украиной частью Луганской области. Единственный действующий переход в Станице Луганской является исключительно пешеходным, а из-за массового наплыва людей со всей "республики" его пропускная способность резко снижается. В зимнее время, и без того занимающий часы переход, становится непростым испытанием, особенно для пенсионеров. Второй переход между ЛНР и Луганской областью – "Золотое", несмотря на анонсированное еще весной открытие, толком так и не заработал. Вернее, проработал всего один день – 31 марта, после чего его со своей стороны заблокировали вооруженные боевики. Теперь ожидается, что переход заработает 23 ноября.

В такой ситуации жители ЛНР вынуждены использовать для проезда на территорию Украины пункты пропуска, расположенные на территории, подконтрольной ДНР. В первую очередь, это пункт пропуска "Майорск". Однако там жители ЛНР в последнее время стали замечать своеобразное отношение со стороны боевиков ДНР, дежурящих на блокпостах. "В начале ноября со стороны сепаратистов начали звучать странные заявления в наш адрес, почти угрозы. Когда мы проходили ДНРовский блокпост, к нам прицепились донецкие боевики, которые стали говорить нам, что раз мы из ЛНР, то нам следует "валить" в эту самую ЛНР. То, что там нормально не работают пункты пропуска, они назвали "нашими проблемами", - рассказала автору жительница Луганска Елена К.

Подобные заявления со стороны представителей ДНР подтверждают и другие жители неконтролируемой украинскими властями части Луганской области. "Мы ехали в автомобиле нашего предприятия в Краматорск. Нужно было купить разную мелочь для офиса и заодно снять деньги с банкоматов для себя и своих коллег. На посту ДНР нас остановили и заявили, что в Украину не выпустят, поскольку у нас на автомобиле стоят украинские регистрационные номера. На наши удивленные вопросы, они заявили, что у них, якобы, есть приказ не выпускать из ДНР автомобили с украинской регистрацией. А вот если бы у нас были номера ДНР или ЛНР, то мы бы проехали без проблем", - рассказала жительница Луганска Алла В. "Но с такими номерами нас бы не пропустила уже Украина. В общем, пришлось разворачиваться и ехать домой", - добавила она.

Хотя номера собственного образца были введены в ДНР в мае 2015 года, а в ЛНР - в сентябре того же года, массового применения они не получили. Люди не торопятся их ставить, опасаясь, стать "не въездными" не только в Украину, но и в Россию. Номера местного образца используют в основном боевики и чиновники незаконных "республик", которые все равно в Украину не собираются.

По словам собеседника "Апострофа", к подобным действиям "власти" ДНР прибегают, как правило, когда хотят показать луганчанам "их место". "Мне приходилось на блокпостах разговаривать с ДНРовцами. Они к нам настроены очень критично, если не сказать с раздражением. Они считают нас постоянным источником хаоса, который дискредитирует всю идею "народных республик", - рассказал "Апострофу" один из водителей, регулярно совершающих рейсы из Луганска в Киев.

А один из местных предпринимателей пожаловался на то, что, несмотря на незначительную территорию обеих "республик" они даже не предпринимают попыток для интеграции. "Это додуматься только, между ДНР и ЛНР весной 2015 года в районе Дебальцево заработала таможня, которая требует уплаты на грузы, которые ввозятся из Украины через ДНР в ЛНР. Две карликовых республики, с трудом выживающих, обкладывают друг друга пошлинами и еще изображают из себя государства", - рассказал он.

В последнее время ужесточились правила досмотра не только на украинских блокпостах, но и на блокпостах сепаратистов. "Досмотры стали жестче. Раньше могли посмотреть сумки бегло или вообще не смотреть. Сейчас заставляют все вытаскивать. Бывают случаи, когда требуют взятку за то, что бы просмотр прошел "мягко" и ничего не изъяли", - рассказал "Апострофу" один из жителей Перевальского района, переехавший в Киев.

Денег нет

Октябрь и ноябрь в ЛНР проходят под знаком массовых невыплат пенсий и зарплат. При этом подобная ситуация наблюдается как на частных, так и на "государственных" предприятиях. Задержки составляют от нескольких месяцев до нескольких недель и присутствуют даже в "силовых структурах" ЛНР. Подобная ситуация вызвала мощную волну слухов, что Россия постепенно прекращает финансирование обеих "республик" и уже в 2017 году им придется "вертеться самим". "У нас говорят, что в администрацию ЛНР зачастили проверяющие из России, которые поставили условие, что деньги будут поступать в "республику" только когда Плотницкий (главарь ЛНР Игорь Плотницкий – "Апостроф") и компания отчитаются за каждую копейку, полученную в этом году. Россияне им якобы говорят, что халява закончилась и пора самим начинать зарабатывать", - рассказал "Апострофу" житель Луганска, связанный в "административными структурами" ЛНР.

Однако настоящая паника возникла в связи с тем, что на Алчевском металлургическом комбинате - крупнейшем работодателе региона, возникли серьезные задержки по выплатам зарплаты. Само предприятие фактически остановлено, а в следующем году на нем произойдут сокращения. "Говорят, что в 2017 году завод остановят полностью и начнут резать на металлолом. Российские собственники (часть акций предприятия принадлежат российским бизнесменам. - "Апостроф") не очень хотят вкладываться предприятие, которое находится в "серой зоне" и не может эффективно работать", - рассказал "Апострофу" один из работников завода. По его словам, если такой сценарий действительно будет реализован, то Алчевск, который пока выглядит относительно благополучным на фоне остальных городов ЛНР, быстро превратится в депрессивный город-призрак.

Бег обреченных

Из-за хаоса в экономике и отсутствия перспектив, местное население вынуждено массово уезжать с территории, подконтрольной ЛНР. При этом изменились направления потока миграции. Если в 2014 – 2015 годах население выезжало жить и работать преимущественно в Украину, то теперь самым популярным направлением стала Россия. По словам местных жителей, бывших жителей ЛНР сейчас можно встретить от Владивостока до Мурманска, многие перебрались в Краснодарский край, Ростов-на-Дону, Сибирь, московский регион. "Молодежи стало очень мало в городах, все кто может, уезжают. Часто работают в России вахтовым методом, уезжая на несколько месяцев туда, где и сами россияне не очень-то работать хотят", - рассказал "Апострофу" водитель-перевозчик, работающий на маршруте "Луганск-Киев".

В такой ситуации власти ЛНР пошли на беспрецедентные шаги, согласившись реструктурировать жителям долги за воду с рассрочкой платежа до двух лет, а также легализовать несанкционированные подключения к системам водоснабжения. Ходят слухи и о намерении местных властей на полгода снизить налоговую нагрузку на мелкий и средний бизнес. Однако насколько эти меры позволят выправить ситуацию в ЛНР, говорить сложно.

Читайте также